На прошлой неделе Законодательное Собрание Ульяновской области приняло в первом чтении закон об областном бюджете на 2013 год. Определены основные параметры, доходные источники. В среднем бюджет следующего года по доходам и расходам запланирован с ростом около 4 процентов к первоначально утвержденным показателям 2012 года.

Постатейные расходы казны & тема второго чтения закона, но и о них уже можно сделать определенные выводы.

Председатель бюджетного комитета ЗС Алсу Балакишиева, выделив позитивный характер облбюджета-2013, его социальную направленность, в то же время отметила, что бюджет на следующий год «напряженный». О плюсах и минусах обсуждаемого сейчас главного финансового закона области и шел разговор.

– Алсу Харисовна, давайте начнем с основных параметров бюджета, принятых Законодательным Собранием.

– Доходы областного бюджета определились на 2013 год в сумме 28,5 млрд рублей.

Из них собственные доходы нашего региона должны составить 22,9 млрд рублей – с ростом к уточненному плановому назначению 2012 года в 4 процента. Как и в предыдущие годы, основными бюджетообразующими налогами для нас являются налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций. Предполагается, что НДФЛ составит в следующем году 31,3 процента в общем объеме областной казны: вырастет на 12,8 процента, достигнув 7,2 млрд рублей.

Налога на прибыль организаций планируется собрать больше на 8,3 процента – 6,8 млрд рублей. Его удельный вес составит 29,8 процента в структуре облбюджета.

Общая сумма безвозмездных поступлений из федерального бюджета для Ульяновской области определена в размере 5,5 млрд рублей. Пока это почти в два раза меньше, чем в текущем бюджете, но так почти всегда бывает осенью: в это время учтены еще не все возможные субвенции и субсидии из центра, позже финансовая помощь региону, как правило, увеличивается.

Общая сумма расходов облбюджета на 2013 год принята в размере 31,9 млрд рублей.

Дефицит определен в 3,4 млрд рублей, что соответствует предельно допустимому уровню – 15 процентов от объема собственных доходов. На покрытие дефицита бюджета планируется привлечение банковских и бюджетных кредитов, выпуск облигационного займа Ульяновской области в сумме 1 миллиарда рублей.

– Структура расходов подробнее обсуждается в ходе второго чтения бюджета. Что можно сказать о ней уже сейчас?

– Расходы бюджета содержат ярко выраженную социальную направленность. На социальную политику намечено выделить 8,2 млрд рублей – огромная сумма, четвертая часть всей нашей казны, больше не получает ни одна сфера деятельности. Даже образование и здравоохранение, которые тоже, по большому счету, относятся к социальному направлению, получат меньше – по 20 процентов от объема бюджета. А в целом на социальный блок, включая финансовую поддержку муниципальных образований, пойдет 77,2 процента бюджета.

Затраты на социальную политику вырастут в следующем году на 3 процента. Здесь нашему региону есть чем гордиться. Взять, например, льготы ветеранам труда Ульяновской области. Когда мы их вводили, то начинали с 300 млн рублей ассигнований. Сейчас сумма расходов достигла 1,34 млрд рублей, помощь региональному ветерану труда превосходит помощь федеральному на 30 процентов. Считаю, это заслуженная оценка труда людей, вложивших свои силы в развитие региона.

Или взять адресную помощь при газификации в сельской местности. Мы добились того, что практически любая семья, обратившаяся за материальной поддержкой по газификации, получает из облбюджета до 30 тысяч рублей – хорошее подспорье в процессе проведения природного газа в дом.– Почти на 11 процентов будут увеличены межбюджетные трансферты – они достигнут 11,8 млрд рублей. На 8,2 млрд рублей прогнозируется общий объем финансовой помощи местным бюджетам в 2013 году. Для органов местного самоуправления вновь предусмотрены дотации на стимулирование развития налогового и экономического потенциала – 18,4 млн рублей.

Через дорожный фонд предусматривается приобретение уборочной техники для муниципальных дорог. Например, в мой избирательный округ, объединяющий Карсунский, Инзенский и Сурский районы, намечено купить 15 единиц такой техники. Похожие поступления ожидают и другие районы области. Около 400 млн рублей планируется заложить на ремонт муниципальных дорог впервые за последние годы. Муниципалы сегодня очень нуждаются в поддержке, и проектом облбюджета она предусмотрена в серьезных объемах.

– Перейдем к болевым точкам бюджета. Что Вы к ним относите в первую очередь?

– Облбюджет будущего года формируется в условиях снижения темпов роста собственных доходов. В то же время средств на расходы требуется все больше, и в подобной ситуации трудно в полной мере учитывать все запросы. Рост собственных доходов к уровню предыдущего года составлял в 2011 году 114,8 процента, в 2012 году – 116,1 процента, а в 2013 году эта цифра ожидается лишь на рубеже 104 процентов. Замедление роста собственных доходов ведет к увеличению государственного внутреннего долга Ульяновской области – необходимы средства для выполнения социальных и других обязательств.

На невысокие темпы роста доходов в 2013 году во многом влияют налоговые льготы, предоставленные недавно региональным законодательством по налогам на прибыль, на имущество организаций и транспортному налогу. По оценке областного министерства финансов, объем выпадающих доходов облбюджета от введения этих льгот составит в 2013 году 1,6 млрд рублей. Однако на шаг со льготами область пошла, напомню, сознательно, хотя и после жарких споров: таким образом мы хотим поддержать инвесторов и привлечь новых. В плане инвестиционной привлекательности региона, действительно, сделано много. В 2012 году объем внешних инвестиций приблизился к 70 млрд рублей, этот рубеж необходимо удержать. В конце концов мы надеемся, что предоставленные инвесторам налоговые льготы вернутся области сторицей – в том числе и в виде будущих поступлений от новых налоговых источников. А пока будем взвешеннее планировать бюджет.

Огорчает нас, к сожалению, прогноз поступлений в будущем году акцизов по пиву – ожидается снижение почти на миллиард рублей. Сумма сбора ориентировочно составит 1,7 млрд рублей. Местные пивовары объясняют это усиливающимися трудностями сбыта своей продукции, что грозит сокращением производства. Причин, сдерживающих реализацию пива, несколько. Тут и вводимые ограничения продажи этого напитка (в киосках и т.п.) по Федеральному закону №171, и значительное удорожание пива в стране (с 2009 года акциз на него поднялся в четыре раза), и обостряющаяся конкуренция с иногородними производителями, поставляющими в наш регион более дешевую продукцию и, вероятно, менее качественную. Мы, кстати, просим областной минсельхоз тщательнее следить за качеством поступающей продукции, чтобы поддержать компании нашего региона.

– Как обстоят дела с государственным внутренним долгом Ульяновской области, об увеличении которого Вы упомянули?

– Он растет, и прослеживается нехорошая тенденция: темпы роста нашего госдолга сегодня выше темпов роста собственных доходов облбюджета. На 1 октября 2012 года внутренний долг области составлял 6,4 млрд рублей. В 2013 году вновь планируется, как я уже говорила, привлечение бюджетных и банковских кредитов миллиарда на три, выпуск облигационного займа. Ожидается, что к 1 января 2014 года долг области составит уже 9,3 млрд рублей, а в течение 2014 года он может вырасти до 12,9 млрд.

– Почему же область как на дрожжах наращивает свой госдолг при экономическом подъеме, о котором постоянно говорят с высоких трибун?

– Сумма нашего долга вполне объяснима бюджетными отношениями, сложившимися в стране. Федеральная власть часто на всю Россию объявляет о том, что предусматривает определенные средства на развитие территорий – на какую-то инфраструктуру, на повышение зарплат бюджетникам. Каждый понимает, что все это и обеспечено будет за счет федерального бюджета. На деле же оказывается, что центр не предусматривает на это целевые безвозмездные средства в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности или субсидий, а выдает региону бюджетный кредит. Поступающие деньги превращаются в долг, его надо потом гасить.

Вспомним о строительстве нового моста через Волгу. Он так долго строился, что мы были согласны на любой бюджетный кредит лишь бы достроить. Поэтому 1,7 млрд рублей, отпущенных нам на мост, – это все-таки бюджетный кредит.

В условиях засухи на федеральном уровне было обозначено, что регионы получат финансовую поддержку. А когда представители Ульяновской области отправились оформлять в Москву соответствующие субсидии или дотации, то Минфин РФ опять предложил бюджетный кредит. Мы взяли, чтобы поддержать сельхозпроизводителя, но это ведь опять долг.

И подобных примеров масса. Многое, что говорят на очень высоком уровне о поддержке регионов, в итоге превращается в наш госдолг, который растет.

Другое дело, что пока центр не требует от нас вернуть эти деньги, рук не выворачивает.

В то же время большой госдолг – плохой показатель для региона. Если центр потребует вернуть эти деньги, мы не сможем не вернуть, так как нам тогда просто секвестируют федеральные субсидии на сумму госдолга. А до этого дело допускать нельзя.

– Стоит ли ждать каких-то изменений в облбюджете-2013 при рассмотрении его во втором чтении?

– Надеюсь, что мы тщательно подготовимся к этому заседанию и, не нарушая общей структуры расходов, сумеем запланировать побольше средств на многострадальную газификацию села, которую требуется завершить до 2015 года, на программу «Чистая вода», на уличное освещение, на ремонт сельских домов культуры. Где я вижу резерв? Во-первых, за счет дальнейшей упорной работы над погашением недоимки в облбюджет. Недоимка в консолидированный бюджет составила на 1 сентября 2012 года 898,6 млн рублей. Эти деньги требуется возвращать, и такая работа налоговой службы приносит свои плоды: например, до 25 ноября 2012 года ожидаем реально получить в облбюджет от 20 до 40 млн рублей недоимки. Во-вторых, рассчитываем на поступление дополнительных доходов в казну в течение года. Сколько мы ни говорим о необходимости более четкого бюджетного планирования, прогнозы поступления доходов всегда оказываются ниже реальности. Финансисты всегда подкладывают подушку безопасности. Взять хотя бы поступление доходов от налога на прибыль: начиная с 2006 года, они каждый раз превосходили прогнозы бюджета на сотни миллионов рублей, а то и на миллиард с лишним. Жизнь корректировала планы.

Так что допдоходы тоже можно считать резервом. И третий источник: думаю, от приватизации областного имущества мы получим больше запланированных 500 млн рублей – так всегда выходило.

– Оцените бюджетный процесс, складывающийся в Ульяновской области в последние годы.

– Мы не допустили собственного банкротства, хотя такие угрозы в связи с финансовым кризисом были. В прошлом остался шлейф невыполняемых бюджетных обязательств перед жителями области: сейчас все обязательства выполняются, они обеспечены средствами. В будущем ждем отдачи от предоставленных налоговых льгот. Проблемы, несомненно, остаются, от них никто не уходит, будем решать.

Следующему созыву Законодательного Собрания, я считаю, мы оставим хороший опыт в разработке и принятии закона об областном бюджете. Теперь мы научились принимать бюджет в срок, а не как порой бывало в начале следующего года. Все-таки бюджет это экономика, а не политические игры.

Сергей ГОНЧАРОВ