В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Ульяновской области произошла смена руководства – вместо Анатолия Крючкова его директором назначен Павел Дегтярь, ранее занимавший должность заместителя министра здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Кадровое решение было принято руководством области накануне перехода региональной медицины на одноканальное финансирование медпомощи через систему обязательного медицинского страхования (ОМС).

Внедрение с 1 января 2013 года одноканального финансирования означает, что все медицинские организации будут финансироваться через систему ОМС, а не через одну страховую медицинскую организацию (СМО). В настоящее время медицинские организации области финансируются из средств ТФОМС, органов управления здравоохранения и областного бюджета.

Серьезную тревогу по поводу очередного реформирования системы финансирования здравоохранения высказывают и врачи, и пациенты.

Дело в том, что с нового года тариф на оказание медпомощи станет полным и будет включать в себя расходы на зарплату врачей, приобретение лекарств, расходных материалов, продуктов питания, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, организации питания, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения, скорой медицинской помощи и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, а также расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Очевидно, что все это увеличит стоимость лечения в разы. Вместе с тем здравоохранение испытывает серьезный дефицит финансовых средств уже сейчас, а бюджет ТФОМС на протяжении последних лет дефицитен. Как финансируется ульяновская медицина, видно по результатам прокурорских проверок. К примеру, территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2011 год, принятой региональным правительством, нормативы финансовых затрат на различные медуслуги утверждены меньше, чем этого требует федеральное законодательство. К примеру, ульяновский норматив финансовых затрат на один вызов «скорой» определен в 1118,72 рубля, в то время как федеральный стандарт установлен в 1710,1 рубля. Норматив на 2012 год еще меньше – 998,76 рубля. Занижена и стоимость единицы объема медицинской помощи при посещении амбулаторно-поликлинических учреждений и других соответствующих организаций, лечении в условиях дневных стационаров, а также нахождении в больничных учреждениях. Кроме того, федеральным документом подушевой норматив финансового обеспечения медобслуживания одного человека в год определен в среднем в 7633,4 рубля.

В Ульяновске и области эта сумма составила 6312,88 рубля.

В конце прошлого года хроническое недофинансирование системы здравоохранения со стороны бюджетов и ТФОМС привело к образованию огромных долгов ульяновских медучреждений за медикаменты, продукты питания и коммунальные услуги. Тогда это стало причиной ареста расчетных счетов объектов здравоохранения, отчего некоторые медучреждения лишились возможности оказывать ульяновцам помощь.

Фактически медучреждения не получали даже тех скромных средств, которые предусматривались муниципальным бюджетом и бюджетом ТФОМС. В итоге в настоящее время объем недофинансирования городского здравоохранения со стороны ТФОМС составляет порядка 170 миллионов рублей.

Еще одна серьезная проблема, которая не позволяет улучшить качество медпомощи – дефицит врачебных кадров. В больницах и поликлиниках региона сегодня не хватает до половины врачей. В городах особенно остро стоит проблема с узкими специалистами и акушерами. Все меньше становится сельских врачей. Специалисты до 35 лет неохотно едут в деревню, даже несмотря на подъемные в один миллион рублей, которые им выплачиваются по федеральной программе. Смельчаков на всю область набралось всего 25 человек.

Вадим Пилюков