Немое кино 1927 года вживую озвучила российско-немецкая коллаборация музыкантов: Дитрих Айхманн (Берлин), Сергей Летов и Алексей Борисов (Москва). Фильм-концерт собрал полный зал.
Немецкую картину «Метрополис» режиссера Фритца Ланга, снятую в далеком 1927 году, ждала нелегкая судьба. В свое время кинопрокатчики порядком сократили фильм. Спустя годы «Метрополис» был признан мировой классикой, и начались поиски недостающих фрагментов. Наконец, в 2008 году в аргентинском музее Museo del Cine была найдена полная версия фильма. Ее-то 25 октября и представили ульяновской публике в сопровождении живой музыки.
Стоит отметить, что попытки озвучить фильм Ланга предпринимались неоднократно, в этот раз музыканты из России и Германии представили свою версию.
— Я знаю, что существует масса других вариантов озвучивания, но принципиально не слушаю их. Стараюсь максимально избежать любых посторонних влияний, чтобы не возникло соблазна использовать чей-то принцип развития материала, — говорит саксофонист Сергей Летов.
Вместе со своим коллегой и другом Алексеем Борисовым, отвечающим в трио за электронику, Летов уже озвучивал «Метрополис», однако эти наработки в ходе нынешнего показа были использованы лишь отчасти.
— У нас нет заранее заготовленного саундтрека. Все, что происходит во время фильма, процентов на 90 — импровизация, — отмечает Борисов.
Если Летова и Борисова можно назвать ветеранами «Метрополиса», то для немецкого композитора Дитриха Айхмана это первый опыт работы над фильмом.
— Я впервые озвучиваю немое кино. Это очень интересный опыт. До приезда в Россию, у себя дома я ставил компьютер на пианино, включал фильм и проигрывал свою версию, — рассказывает исполнитель.
Однако в ходе показа Дитрих, как и его партнеры, во многом импровизировал. До выступления они успели провести вместе лишь одну репетицию в Москве, поэтому подстраиваться друг под друга пришлось непосредственно в ходе выступления. Отсюда — шероховатости. Иногда казалось, что каждый из музыкантов играет сам по себе. Впрочем, как они сами признались зрителям до начала фильма-концерта, каждый из них видит фильм по-разному:
— Получается: три человека по-своему комментируют фильм, отсюда некоторое полифоническое расхождение.
Впрочем, несмотря на некоторые недочеты, звуковая дорожка пришлась «Метрополису» впору, а весь этот живой визуально-звуковой перформанс, судя по бурным аплодисментам в конце, ульяновскому зрителю по вкусу.
Ева Штерле