Возник очередной конфликт из-за точечной застройки, на сей раз между жильцами улицы Ульяны Громовой, что в северной части города, и предпринимателем Александром Лизавиным.

Тот начал строительство двухэтажного здания площадью более 200 кв. метров между двумя девятиэтажками – №4 и №2а – и, судя по всему, намерен довести стройку до конца.

В паспорте объекта указано, что это парикмахерская. Там же, утверждает застройщик, будет и аптека. Но жители говорят, что ни того ни другого им не нужно, потому что кругом и так есть аптеки и парикмахерские. Они подозревают, со временем объект будет перепрофилирован под магазин, кафе или что-то иное, иначе – зачем парикмахерской подземный этаж (на площадке вырыт глубокий трехметровый котлован). Тем более для предпринимателя Лизавина бытовые услуги бизнес непрофильный, он занимается оптовой торговлей продуктами питания. Жители утверждают, что на одной из встреч в администрации Ленинского района он сказал: «Если бы я не заявил, что буду строить парикмахерскую, то мне не дали бы разрешения».

Пенсионерка Александра Нерещенко с первого этажа предъявляет свою главную претензию: новое здание перекроет солнечный свет жителям нижних этажей, особенно зимой. Жители предпочли бы, чтобы на этом пятачке были посажены деревья, и сами готовы участвовать в создании зеленой зоны. Она нужна, потому что по улице Громовой ходят маршрутки. Рядом автостоянки, магазин, между ними и домами постоянно курсируют автомобили. Больше всего жителей возмущает, что с ними не посоветовались и в очередной раз все решили за них. Кстати, недавно созданное в этом районе ТОС «Юность» тоже имеет право голоса в деле благоустройства территории, но ТОСом, за которые сегодня так ратует мэрия, просто пренебрегли (оно, впрочем, и само ничего не делает). Предприниматель положил глаз на этот участок давно, а в мае 2011 года организовал сход граждан. На сход пришло 16 человек, из которых 14 высказались за стройку. Учитывая, что в двух домах проживает около полутора тысяч человек, сход можно считать фиктивным («Приглашения были развешены, так что это не наша вина: кто хотел, тот пришел», – говорит Лизавин). Объявление в городской газете о предстоящем строительстве тревоги тоже не вызвало, но кто из нормальных людей читает однотипные объявления микроскопическим шрифтом в разделе «Землепользование»?

Перед тем, как сложить с себя полномочия, избранный мэр Пинков подписал постановление о передаче Лизавину этой сотки земли между домами в аренду на 11 месяцев. В апреле 2012 года на этот пятачок приехала бурильная установка, тогда и выяснилось, что здесь будет стройка.

Люди начали писать возмущенные письма. Из ответа, присланного городским комитетом по архитектуре и слово в слово переписанного тогдашним и.о. главы администрации Сергеем Панчиным, следовало, что процедура выделения земли соблюдена, стойка регламентам не противоречит.

Правда, тогда, в мае, разрешения на строительство еще не было, что людей и успокоило.

Разрешение появилось летом, в сентябре сюда пришли геодезисты, затем экскаватор. Разгневанные жители опять пошли по инстанциям, собрали 300 подписей против парикмахерской, принесли письмо и в редакцию «СК».

15 октября состоялся довольно многочисленный сход – 146 человек, на котором Лизавина даже не стали слушать. Но у него есть и сторонники в доме №2а, где живет и сам бизнесмен. Получается, одна девятиэтажка в основном – за стройку, другая – против. Оппоненты застройщика говорят, что собранные им в свою поддержку подписи тоже фиктивные, подписные листы заполнены одной рукой, подписывались те, кто реально здесь не живет. Впрочем, протоколы гражданских сходов и подписи «за» или «против» не входят в перечень правоустанавливающих документов, нужных для получения разрешения на строительство.

Последнее слово – за собственником земли, которым является город, и город свое слово сказал. Единственное, чего добились люди своими хождениями, – приостановки строительства на два дня с подачи зампредседателя областного правительства Николая Доронина, но сегодня на площадке с утра до вечера идет работа.

Во время личной встречи с корреспондентом «СК» Александр Лизавин заметно нервничал, курил одну сигарету за другой, объяснив это тем, что жители его задергали. Он уверяет, что никакого магазина здесь не будет, что люди в его доме – за развитие социальной инфраструктуры: «Люди сюда пойдут, когда поймут, что здесь тепло и красиво». Бизнесмен говорит, что конфликт раздувается на ровном месте и что недовольные действуют по наущению владельцев уже действующих парикмахерских, которые испугались конкуренции.

На вопрос, зачем вкладывать огромные деньги в участок земли, не оформленный в собственность, предприниматель ответил: «Все так делают». Действительно, закон устроен хитро. В Градостроительном кодексе есть понятие права на земельный участок, при этом, как выясняется, необязательно иметь этот участок в собственности, чтобы на нем что-то строить. Как пояснила главный специалист комитета по архитектуре Татьяна Киреева, порядок здесь такой: застройщик строит, вводит здание в эксплуатацию, регистрирует его в собственность, потом выкупает землю под ним. Это важный момент: странный российский закон позволяет взять в аренду землю на ограниченный срок, поставить капитальную постройку и потом приватизировать землю. В принципе, такое положение поощряет ползучую приватизацию дорогой городской земли и точечную застройку и является коррупциогенным фактором (Татьяна Киреева, впрочем, считает, что в Ульяновске небольшая по западным меркам плотность застройки). При такой системе легко перевести земли из городской собственности в частную, при этом за внешний облик города в итоге никто, по сути, не отвечает. Доказательство этому – архитектурная вакханалия, которая имеет место в Ульяновске и не только.

Что посоветовать недовольным жителям с улицы Громовой? Очевидно, и в следующий раз как можно дружнее голосовать за «Единую Россию».