Когда гениального поэта Иосифа Бродского арестовали и судили за тунеядство, хорошо знавшая его Анна Ахматова произнесла сакраментальную фразу: «Какую биографию делают нашему рыжему!». Фраза оказалась пророческой – Бродский стал потом лауреатом Нобелевской премии по литературе. Что-то вроде этого можно, наверное, предсказать и координатору движения «Левый фронт» Сергею Удальцову, преследование которого со стороны властей приняло уже совершенно параноидальный характер.
Жизнь Удальцова в последние несколько лет состоит из сплошных провокаций, совершаемых против него властью и ее подельниками, такими как в Ульяновске, где лидера «Левого фронта» приговорили по уголовной статье. Уже тогда, во время этого абсурдного процесса, было понятно, что тактика по отношению к Удальцову сменилась с условно терпимой на предельно жесткую, следствием чего и стала попытка фабрикации сегодня против него дела «о приготовлении к организации массовых беспорядков и насильственного свержения власти в России». Центральная фигура «приготовления» – некий грузинский деятель, названный Борисом Немцовым провокатором и алкоголиком.
Этот деятель дал якобы Удальцову советы по свержению и обещал профинансировать бунт.
Думаю, и в Кремле понимают всю анекдотичность фабрикуемого дела. То, в частности, что убрать Владимира Путина берутся грузины, те самые, которые не смогли в 2008 году избавиться даже от руководителя микроскопической со всех точек зрения Республики Южная Осетия Кокойты и упустили саму республику (с населением примерно в одну восьмую часть от населения Ульяновска). И вот оничерез этого Гоги или Коги разрабатывают план свержения главы России, государства, рядом с которым не разглядишь даже через лупу ни Южную Осетию, ни саму Грузию, с более чем миллионной армией и напичканного ракетами с ядерными боеголовками. Они что, с кавказскими кинжалами собрались на Кремль-то идти?
Но решили, видимо, что народ тем скорее поверит во всю эту дичь, чем чудовищней будет разворот сценария. Так в сценарии возник соратник Удальцова по политической деятельности москвич Леонид Развозжаев. После пасквиля на «НТВ» их потянули вместе, и Развозжаев, видя, куда все клонится, уехал в Киев, где обратился в представительство ООН и попросил политического убежища. Выйдя из представительства попить кофе, он исчез. Как рассказал он позже, в Киеве его похитили, два дня держали без воды и пищи, шантажировали угрозами убить и его, «так, что никто даже не узнает, где будет его могилка», и его семью. Добивались показаний на Удальцова. Он подписал все, что ему дали, в том числе и явку с повинной, от которой отказался в московском СИЗО, куда его доставили похитители, и заявил о пытках.
Скандал стремительно разрастается. Представительство ООН по делам беженцев сообщило руководству России, что поскольку Развозжаев подал заявление об убежище, он находится теперь под защитой международного права, и потребовало информацию о его статусе и состоянии здоровья. Вопрос взят на контроль также еврокомиссаром по правам человека и европейским судом в Страсбурге. На этом фоне планировавшийся арест Сергея Удальцова был отложен, 26 октября его допросили и выпустили под подписку о невыезде. Он, впрочем, подозревает, что органы ведут какую-то игру – возможно, хотят, чтобы он уехал за границу. Вариант эмиграции он, однако, отверг, сказав, что готов к тюрьме, «поскольку дело наше правое».
В современной истории есть человек – Нельсон Мандела, неуклонно настаивавший на своей правоте и проведший за сопротивление режиму больше 20 лет за решеткой. Выйдя на свободу, он стал сначала президентом Южно-Африканской Республики, потом – лауреатом Нобелевской премии мира. Сейчас Мандела в отставке, ему идет 10-й десяток, живет в столице ЮАР Кейптауне.
Андрей Семенов