Винновская роща — одно из самых красивых мест нашего города, издавна привлекавшее горожан не только «мирным шумом дубрав», но и своей историей. Особую роль в культурной истории Винновки играют рассказы (иногда таинственного или даже мистического содержания), которые известны не столько по письменным источникам, сколько из уст старожилов и коренных жителей Железнодорожного района.
В Ульяновске есть человек, который уже около десяти лет вместе со своими воспитанниками записывает и сохраняет эти устные тексты.
— Мы начали данную работу в 1996 году: ходили по бабушкам и дедушкам и расспрашивали их о Винновке. Многих из наших рассказчиков сейчас уже нет в живых, ведь некоторые старики родились еще в царское время, — рассказывает Наталья Игнатьева, заведующая 46-м детским садом, который, кстати, находится от рощи буквально «через дорогу».
Наталья Александровна сама выросла в Киндяковке и знает в Винновской роще почти каждую тропку. По нашей просьбе она поделилась с редакцией материалами из своей богатой коллекции.
Белый враг и Лысая гора
— Одна женщина собирала в роще ягоды и постепенно зашла совсем далеко. Вдруг видит: поднимается дымок — прямо из оврага. Оказалось, что там засела вооруженная банда «белых» (дело было во время гражданской войны). Они поймали бедную женщину и хотели ее убить, но та стала умолять сохранить ей жизнь, а взамен обещала носить им еду и хранить тайну об их убежище. Только перед самой своей смертью горе-ягодница рассказала об этом случае, и с тех пор тот овраг стали называть «Белый враг», — эту историю, объясняющую название одного из оврагов рощи в духе «народной этимологии», наша собеседница услышала от жительницы поселка Винновка Антонины Сорокиной.
Любопытно, что Игнатьевой удалось записать и альтернативную версию происхождения названия «Винновка» (обычно это наименование связывают с винными погребами или винокуренным заводом последней владелицы Киндяковки Екатерины Перси-Френч, которые, скорее всего, располагались именно на территории рощи).
— Хозяева Винновки будто бы выкупали или даже выменивали на собак тех крепостных, которые в чем-либо провинились. Отсюда и пошло это название, причем произносилось оно с ударением на второй слог «Винновка». Кстати, помимо основного поселения, существовала еще и Малая Винновка, располагавшаяся на территории нынешнего моторного завода, — поясняет заведующая детсадом.
Есть в роще и другие объекты, к наименованиям которых также «прикреплены» свои рассказы или краткие пояснения, почему они названы именно так, а не иначе.
К примеру, Лысая гора — прозвана так, потому что «там ничего не растет», Сахарный родник — из-за особого вкуса воды, Осиная, или Осиновая гора — так как на этом холме преобладали осины.
А вот название ключа Мокрые Макарки своего объяснения у местных жителей не нашло, зато поговаривают, что воду из него пить нельзя, поскольку — цитируем — она «испорчена злыми духами и опасна для здоровья».
Тайны Винновки
«Мистика» рощи весьма своеобразна и непосредственно связана с конкретными местами и объектами. К примеру, многим горожанам известны рассказы о склепе, находящемся в Винновке. Считается, что он был построен
на средства Перси-Френч и предназначался для самой Екатерины Максимилиановны и ее компаньонки (няни) Джейн Томкинс.
По рассказам, в окрестностях полуразвалившегося склепа регулярно видят некую таинственную фигуру, которая считается то духом Томкинс, то привидением некоего летчика или даже ревнивого мужа. Впрочем, иногда дух последнего «приурочивается» к одному из оврагов рощи.
— Мы в детстве не раз бывали в этом склепе: говорили, что там, в самой темноте, на стенах можно увидеть какие-то рисунки, а если совсем углубиться, то возможно найти и остатки бус, одним словом, сокровища, — улыбаясь, вспоминает свое детство наша собеседница.
Что касается спрятанных кладов и сокровищ, то на эту тему записан целый ряд текстов. Например, такой:
«До революции жил в Винновке крестьянин Чугуткин. Шел он как-то в церковь мимо тюрьмы (той, что сейчас расположена на улице 12 Сентября), и его окликнул заключенный. Узнав, что Чугуткин живет в Винновке, его новый знакомец сказал: «Я все равно никогда не освобожусь, а тебе пригодится!». И он рассказал, что под одной березой зарыт клад. Чугуткин вернулся, отрыл сокровища и на эти деньги построил себе двухэтажный дом. Но, как известно, полученные таким образом деньги обычно не доводят до добра: настала революция, крестьянина раскулачили и сослали в Сибирь. В его доме расположился сельсовет, а потом — библиотека».
По словам коренных жителей, в роще иногда видят дух девочки в красном платье или призрак белой лошади: по поверьям, на том месте, где они появляются, и зарыт заветный клад.
Старожилы Винновки рассказывали и о том, что в 50-е годы прошлого века, когда только создали Куйбышевское водохранилище, через их поселок проходил старик. Он поведал, что там, где сейчас плещется Волга, раньше были различные озера, в которых атаман Стенька Разин якобы схоронил множество сундуков награбленного добра (к примеру, так говорили о бывшем Тростяном озере).
Ландыши и дудочка
Не менее интересны и устные воспоминания о бывшей владелице Киндяковки. Так, Наталья Ивановна Татузова, родившаяся в начале 20-го века, пересказала трогательный случай, приключившийся с ее подругой в то время, когда они были еще совсем маленькими детьми.
— Мы втроем — Ксюта, Дуня и я — нарвали ландышей и хотели подарить их Екатерине Максимилиановне. Подошли к ней со словами: «Не желаете ли, барыня, ландушков?». Но тут барская собака набросилась на Ксюту и сильно ее покусала. Мы разбежались, а подруги две недели не было в деревне. Затем Перси-Френч сама привела девочку к родителям: Ксюта была полностью здоровой и в новом платье.
Вообще, по рассказам, барыня была хлебосольной и иногда угощала своих крестьян пряниками, подносила им чарочку вина и сажала за «длинные столы».
А однажды во время сильного пожара Перси-Френч сама объехала на лошади всю Винновку с иконой «Неопалимая Купина» — и огонь утих.
Другой горожанин — Иван Сорокин — вспомнил о том, что уже после революции, когда барский дом опустел, ему удалось найти там дудочку, которая долгое время хранилась в доме Ивана Андреевича, словно «связующая ниточка» с тем далеким временем.
Глаза лося
Уже прощаясь со мной, Наталья Игнатьева описала еще одно событие из своего детства: как-то они пошли в рощу и встретили там настоящего лося.
— Я до сих пор помню его огромные глаза — он нисколько нас не боялся! В свое время роща была настоящим природным заповедником: моя бабушка в военные годы однажды даже заблудилась в Винновке, настолько она была еще не освоена человеком. Сейчас, конечно, все иначе, — вздыхает заведующая.
Символично, что во дворе детсада №46 есть небольшие скульптурки этих животных: правда, лося-«папу» однажды разломала компания подвыпивших выпускников, так что сейчас сохранились только скульптурки «мамы» и лосенка. В чем-то это напоминает судьбу Винновки, которая сейчас отчаянно нуждается в сохранении и восстановлении. В ином случае мы утратим и эти последние «скульптурки» нашей памяти, являющиеся неотъемлемой частью истории и культуры Ульяновска.
Евгений Сафронов