В эти дни весь Ульяновск с искренним участием и болью в сердце следит за состоянием здоровья 10-летней Полины. Эта девочка больна ДЦП. Будучи не в силах мириться с ролью “обузы” для родителей, не имеющих возможности для обеспечения её полноценным лечением, она решилась на отчаянный шаг – выбросилась из окна пятиэтажки. К счастью Полина выжила и сейчас врачи изо всех сил борются за ее здоровье.
Это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы не только в Ульяновске, но и по всей России. Десятилетняя девочка окончательно раскрыла нам всем глаза на тот печальный факт,что в современной России (“правовом,демократическом,социально-ориентированном государстве с высоким уровнем развития науки, культуры и образования”) отсутствует работоспособная система социальной защиты больных детей. В СМИ то и дело появляются истории, повествующие о тяжелой судьбе ребенка,которому не повезло родиться здоровым. Понятно, что родители обращаются к журналистам не от хорошей жизни,а от безысходности – почти каждая такая история заканчивается просьбой о помощи и номером счета. Я вижу это так: обив все возможные чиновничьи пороги и устав биться лбом о стену равнодушия привыкших к чужому горю собесовских (жуткое буквосочетание) клерков, родители решаются, наступив на горло собственной гордости, просить помощи у простых людей.
Сострадание – часть нашей национальной культуры, поэтому очень многие откликаются на просьбу и дарят ребенку веру в людей и в будущее, отдают свои совсем не лишние деньги.
Проблема содержания людей с ограниченными возможностями не нова. Люди сталкивались с ней во все времена и находили разные, в том числе и очень радикальные методы ее решения. Всем известен миф о суровых нравах древней Спарты, где физически неполноценных детей убивали сразу после рождения. Слава Богу, времена меняются, хотя и сейчас среди нас немало сторонников убийства больных детей еще в утробе (абортов). Но коль скоро мы претендуем на то,чтобы называться цивилизованным государством, мы должны искать менее простые, но более гуманные способы решения проблемы. А проблема эта, если разобраться, уходит корнями в идеологию, вернее, в ее отсутствие. В имперской России функцию опеки над немощныни (как взрослими, так и детьми) чаще всего брала на себя Церковь,являвшаяся тогда идеологической основой нашей государственности. Церковь была своего рода благотворительным фондом: туда стекалась основная масса всех пожертвований, которые впоследствии более или менее справедливо распределялись. В России советской, где основой идеологии была партия, социальным обеспечением занималась направляемая ею государственная бюрократическая машина. В современной России Церковь уже не пользуется столь значительным авторитетом и доверием, да и роль государства в вопросе социального обеспечения уже не так велика. И стало спасение утопающих делом рук их самих. И проблема эта, как и большинство других наших проблем, упирается в отсутствие идеологии.
Сегодня мы стоим на сложном пути к построению гражданского общества. Оно предполагает личную ответственность каждого из нас за здоровье всего социума. Пример Полины ярко иллюстрирует, что поодиночке мы ничего не стоим, а вот объединившись – можем свернуть горы. Думаю, сегодня мы подошли к той черте, возле которой это понятно каждому здравомыслящему человеку. Только сообща мы можем помочь Полине и таким же, как она, справится с трудностями и встать на ноги. И мы готовы к этому. Осталось лишь найти силу, которая объединит тонкие ручейки нашего милосердия в поток общей доброты. У государства было достаточно времени для того, чтобы взять на себя организующую роль, теперь наш черед. Применительно к обсуждаемой проблеме, конкретный механизм уже предложен Улпрессой – региональный портал с базой данных людей, нуждающихся в помощи и возможностью помочь кому-то из них. Думаю, что разработчики, готовые взяться за реализацию идеи, не заставят себя ждать. Дай Бог, чтобы у нас все получилось и через год, отчитываясь об успехах проекта, его авторы сказали:”Мы сделали это вместе”, и каждый из нас понял, что в этом потоке Доброты есть капелька его милосердия!