Семь мастеров спорта международного класса, 40 мастеров спорта… Мало кто из ульяновских специалистов легкой атлетики может похвастаться такими результатами, коих добился за долгие годы тренерской карьеры заслуженный тренер России Николаи Дмитриевич Карпов- человек с трудной и весьма поучительной судьбой, которая то поднимала его на гребне волны, то бросала в страшные житейские пропасти,испытывая на прочность характера. И каждый раз он находил в себе силы и мужество, чтобы подняться и идти дальше.
Владимир ЛУЧНИКОВ
(из книги “Команда, без которой нам не жить…”)
Тренерская его карьера началась в 1979 году с набора первой группы марафонцев. Это был осознанный шаг, просчитанный до мелочей, осмысленный “от” и “до”. Карпов понимал, что будет нелегко восстанавливать утраченные традиции, заложенные им самим и его товарищами. Ноне стал искать особо одарённых ребят, а пригласил в свою секцию тех, кто желал бегать, утвердиться в легкой атлетике. И такой расчет оправдался. Вскоре о воспитанниках бывшего марафонца заговорили во весь голос. Тимряков, Мартьянов, Ефимов… С этих ребят начала создаваться уникальная школа Карпова-тренера, в которой всегда царила и царит какая-то особенная атмосфера взаимопонимания, взаимообогащения и взаимопомощи. Менялись поколения бегунов, уходили “звезды”, их сменяли начинающие мальчишки и девчонки, с которыми Карпов нянчился, как со своими детьми, щедро отдавая накопленные знания и опыт, воспитывая их по своей карповской методике, отшлифованной за многие годы тренерской работы.
Что же за принципы проповедовались в школе Карпова? Как удавалось мудрому наставнику “лепить” сильных бегунов из, казалось, ничем не примечательных ребят? В чем его секреты?
– Некоторые люди считают, что тренерское счастье состоит в том, чтобы подготовить чемпиона мира или олимпийских игр, – говорил сам наставник. – И мне порой это даже в упрек ставили. Не могу признать такую точку зрения. Вот сейчас у меня прошел новый набор. Пришли в секцию совсем юные ребята. Мне говорят: зачем вы их набрали, разве они вам нужны? Почему я должен гадать – нужны или не нужны! Помню случай, который произошел со мной на Кавказе на одном из сборов. Послали меня накануне выборов агитировать в какие-то отдаленные горные места. Ходил, ходил, на стариков “напал” – одному 92, а другому 93 года. Они деревья плодовые сажают. Я им говорю: “Зачем вы их сажаете, тяжело ведь в таком возрасте?” А один из них, хитро улыбаясь, ответил: “Не знаю”. Да все они знали! Вот и я набрал группу. Пришли те, кто хотел. Научу их бегать. Может быть, большинство удержится в легкой атлетике. Кто-то даже выступать будет сильно, выигрывать крупные соревнования. Детей своих по-другому будет воспитывать, к жене по-другому относиться… Почему я должен задумываться: брать или не брать этих ребят, работать с ними или не работать? И к тому же дети мне очень нравятся. Чем меньше возраст – тем сильнее. В последнее время часто думаю: мне бы, наверное, нужно было в детсаду работать. У меня точно никто не болел бы. Почему? Потому, что ребенка надо знать. Удивительные это создания! Они ведь никогда так просто не плачут.
Заплакал – нужно обязательно выяснить, почему.
– Что дает спорт, что нужно взять от него? Считаю, не надо эти вопросы сильно выпячивать. Мол, если не подготовил олимпийца, значит, годы тренера впустую потрачены. Но ведь олимпийцами становятся единицы. И человек начинает, скажем, петь ведь не из-за того, что думает стать со временем выдающимся певцом. Из потребности. Духовной, общечеловеческой. Я своим ученикам каждодневно говорю: “Вы должны понять, твердо уяснить: спорт, физическая культура – это так же, как художество, как театр, как пение. Нельзя по-иному думать. Мы же не животные. Духовные потребности у нас должны быть. А спорт к этим потребностям и относится”.
– Нет ребенка, который бы не подвергся воздействию физкультурой. Он обязательно свое разыщет – от шахмат начиная и заканчивая коньками, плаванием и т.д. Мы только должны ему помочь. Создать жизненные стоятельства. Спортивную форму купить, мяч… С детьми скупиться не следует. Если ребенку потребовались, скажем, кеды – купите их сразу. Зачем два-три месяца тянуть? Он все равно выжмет, все равно придется купить.
Как воспитывать хороших бегунов? Как различить талантливых и неталантливых? Часто задают мне такие вопросы. И я всегда отвечаю: неталантливых детей не бывает. Запомните это раз и навсегда. Каждый ребенок талантлив по-своему. Старшему, педагогу важно это увидеть, помочь проявить свои лучшие, заложенные природой качества. Конечно, если с самого начала спортивных занятий в секции ребенок не проявляет послушание, трудно будет подготовить из него первоклассного бегуна. А еще нужно уметь ждать. Не торопить события. Как говорится: каждому овощу свое время. Это как девиз, которому я прошу убедительно следовать. Еще одна аксиома – если поднялся на какую-то высоту, достиг определенных успехов – не спускайся стремительно обратно, дорожи достигнутым. Иначе получится наподобие такого: месяц проработал, заработал немало денег, за один день их пропил, да еще и в вытрезвитель попал.
– Знаете, зачем я много лет назад начал шить спортивную, обувь для своих воспитанников? Чтобы ноги их были в уюте. В моих “карповках”, как их все называют, бегуны ноги не натирают, “намина” совсем не получается. Это в последнее время в продаже появились современные кроссовки, в которых учтены все эти моменты, а раньше хорошей спортивной обуви не было. А без уюта спортсмен бегать не будет. У него, кроме обуви, должен быть обязательно подогнанный костюм. Зимой на тренировку идешь – непременно надевай двойную шапочку. Иначе продует голову, уши, можно даже обморозиться. Варежки, ветрозащитный костюм… Тут любая незначительная мелочь важна.
– По отношению к себе я очень жесткий человек. Всегда недоволен своей работой. Мне кажется, я мало сделал, состарился. Вот это меня постоянно сверлит. Как себя в руки беру? Единственным способом – анализом. Проанализирую сделанное – надо же, в один год два мастера-“международника”, несколько мастеров спорта… Успокаиваюсь. Но через день-другой опять начинаю накручивать себя. Характер, наверное, такой…