Недавно мне пришлось стать невольным свидетелем того, как два молодых человека в одном и том же месте, с разницей в пару минут, совершили два диаметрально противоположных поступка. Оба они, по велению души, повели себя, как люди, которые никогда не испытывают гордости или угрызений совести.
Дело происходило в «час пик» в переполненном пассажирами автобусе, следующем из Заволжья в центр города. Когда на одной из остановок в салон втиснулся пожилой мужчина, с сиденья встала девушка и уступила ему место. Поначалу я решил, что в этом нет ничего необычного. Девушка могла просто приготовиться к тому, чтобы выйти на следующей остановке. Однако она доехала до центра города. На какую-то особую благодарность эта девушка рассчитывать не могла, что делает ее поступок воистину благородным. Когда мужчина предложил девушке поставить ее сумку ему на колени, девушка поблагодарив, отказалась, сказав, что сумка легкая.
Я с интересом всю дорогу наблюдал за девушкой. Девчонка как девчонка, хрупкая, внешне ничем особо не выдающаяся. Такие тысячами ездят каждый день в автобусах и маршрутках. Но эта девушка, поступившая не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению, своим поступком сразу выделила себя из тысяч сверстниц. Родители ее так научили с раннего детства, и это в ней останется теперь уже на всю жизнь.
Я отношусь к тому поколению, которому с детства и дома, и в школе многократно втолковывали, что старших нужно уважать, что в общественном транспорте пожилым нужно уступать место. И тогда, нужно признать, это воспитание срабатывало далеко не всегда, но очень часто.
Даже если нравоучительные беседы старших все-таки не срабатывали, хамоватому молодому пассажиру неизбежно пришлось бы дважды испытать унижение. Во-первых, когда он, умышленно «не замечая» стоящего перед ним пожилого человека, вынужден был шкодливо прятать глаза от других пассажиров либо прикидываться спящим, он все равно ощущал на себе неприязненные взгляды и потому чувствовал себя на удобном сиденье весьма неуютно. Во-вторых, почти всегда у кого-то из пассажиров лопалось терпение и он требовал от юного хама, чтобы тот уступил место старшему. Тогда юнец все равно вынужден был встать и уступить место под еще более Неприязненными взглядами окружающих. Если он этого не делал, то, были случаи, когда таких поднимали с сиденья за шиворот, а то и вообще высаживали из автобуса.
Такие, теперь уже, можно сказать, старинные навыки поведения современная молодежь утратила почти напрочь. Это произошло не в один день и не в один год. Процесс шел достаточно длительное время при молчаливом соучастии старших. Поэтому поступок девушки, сегодня уступающей свое место пожилому пассажиру, некогда самый заурядный, столь резко бросается в глаза, становится необычным. Как сказал в свое время поэт Франческо Петрарка: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами». А ведь каждый из нас может стать благородным человеком. Нужно только решиться на это. Кто-то может сказать: «Подумаешь, мелочь». Однако такие поступки в наше время становятся все более уникальными.
Второй поступок был совершен через пару минут молодым человеком лет двадцати. Плотный, розовощекий, нехилого сложения молодой человек в салоне автобуса занимал одно из мест, отведенных для детей и инвалидов. Когда на остановке в салон протиснулась ветхая старушка и встала возле парня, тот и бровью не повел. Тогда кондуктор попросила молодого человека уступить место старушке. Однако он не шелохнулся.
Вместо молодого парня кондуктору ответил мужчина лет сорока. Он начал кричать на весь автобус о том, что таким ветхим бабкам вообще незачем ездить в автобусах в «час пик» и беспокоить пассажиров. Он сам, может быть, инвалид! Ну, откуда ему, сердечному, было знать, а, может быть, у бабульки и в самом деле была крайняя нужда ехать именно в это время?
В конце концов, несмотря на то, что в автобусе было много «сидячей» молодежи, место бабульке уступила пожилая женщина. Тоже ведь старое воспитание. Так и доехала до центра эта парочка — молодой и постарше, везя в своих душах всю пагубность своих дурных поступков, таящих в себе зародыши новых будущих подлостей. Остальные пассажиры, и, к сожалению, я в том числе, как честные люди, продолжили поездку со своей дурной привычкой со стыдом отпускать глаза перед хамством, наглостью и подлостью. Поэтому они и процветают сегодня в нашем обществе.
Антон СЛАВИН