Любовь БАЛАКИНА
Гость нашей рубрики — генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. Интервью на личные темы ему далось нелегко. Он человек непубличный, достаточно закрытый, а это всегда порождает различные домыслы.
Оказалось, Сергей Геннадьевич — коренной ульяновец, умеющий полностью отдавать себя работе. Более 20 лет отработал на автозаводе и уже пять — в авиастроении. Впрочем, обо всем по порядку и из первых уст.
— Я родился в Ульяновске. Затем переехали в Никольское-на-Черемшане. Родители работали на трикотажной фабрике: мама — контролером, папа — помощником мастера, наладчиком. Пять лет жили в рабочем поселке. Вернулись в Ульяновск. После окончания школы в Железнодорожном районе поступил в автомеханический техникум, который окончил с отличием по специальности «Автомобилестроение», и по распределению попал на автозавод. Начинал слесарем-сборщиком, одновременно работал и получал высшее образование. В 1989 году окончил наш политехнический университет. Став руководителем, понял, что знаний по экономике недостаточно. Поступил в УлГУ на специальность «Экономика и управление на предприятиях машиностроения».
Я — ветеран автозавода. Отработал на предприятии 26 лет на разных должностях. Последние годы возглавлял металлургическое производство. Когда предложили должность генерального директора авиационного завода, пришлось принять непростое решение.
— Задавали себе вопрос: почему именно меня пригласили на эту вакантную должность?
— Не думаю, что многие верили на сто процентов в меня и в то, что мы станем своими здесь. Первое время, конечно, было непросто. Требовалось доказать свою компетентность, умение руководить многотысячным коллективом. А вообще-то я не первый раз круто меняю профессию. В институте изучал станки и инструменты, на автозаводе освоил металлургическое производство. И вот уже пятый год я в самолетостроении.
— Какие качества важны, чтобы успешно руководить крупным предприятием?
— Глубокие знания и умение работать на перспективу. Во всяком случае, всегда стараюсь вникнуть в суть любой проблемы, прежде чем принять решение.
— Вы пришли со своей командой?
— Многие руководители так и поступают, зачастую стараются по максимуму перетащить за собой людей. Зачем? Я не делю команду на своих и чужих. Надо работать в предложенных условиях. Мне посчастливилось, у меня были хорошие учителя во время работы на автозаводе. Первые, кто в меня поверил и многому научил, это Юрий Исаев, Павел Лежанкин, Виктор Клочай, Сергей Юрасов (бывшие генеральные директора УАЗа — Прим. авт. ). На каждом этапе карьерного роста были свои наставники.
— Пробовали заниматься каким-либо бизнесом?
— Як этому не стремился, да и времени не хватало. Неправильно управлять крупным предприятием и параллельно вести свой бизнес. Считаю, что надо полностью отдавать себя главному делу. Сегодня для меня это авиастроение.
— Как поддерживаете свое здоровье? Есть ли время на тренажеры, спортивные залы?
— Было бы желание, время найдется. Охота, рыбалка или какое-то другое увлечение обязательно должны присутствовать в жизни каждого человека, чтобы на короткий период времени отвлечься от профессиональных забот. Я активно занимался футболом, участвовал в городских и областных соревнованиях. Люблю пробежки, катание на коньках. Спорт помогает держать себя в форме, снимает усталость.
— С друзьями часто удается общаться?
— Все реже получается отдыхать с друзьями, с семьей. Я непубличный человек, не люблю бесполезное времяпрепровождение в ресторанах, ночных клубах. Раньше был не прочь покопаться в земле, теперь и на это нет времени.
— Помните, как встретили свою единственную?
— Я был в молодости очень скромным, застенчивым. Поиграли вместе в волейбол и до сих пор, вот уже 28 лет, играем на одном поле. У нас с женой Ириной двое сыновей — Дмитрий и Кирилл. Оба с отличием окончили технический университет. Старший работает в авиационном бизнесе (не на «Авиастаре»), младший — на УАЗе, учится в аспирантуре.
Самостоятельные ребята, дисциплинированные. Сказывается воспитание бабушки. Мама жены — учительница, она здорово нам помогла с детьми на начальном этапе.
— Машину водите?
— Личный транспорт имеется у каждого мужчины нашей семьи. Так что у жены три водителя на выбор. У меня солидный стаж — с 1983 года за рулем. Люблю скорость. Участвовал в автогонках среди руководителей автозавода, завоевал первый чемпионский титул. Тогда мне было 28 лет.
— Где и как отдыхаете?
— Когда дети были маленькими, на личном автомобиле, а у нас был «уазик», часто ездили на Кавказ. Сейчас сыновья подросли, перестали нам компанию составлять. В Турцию и Египет не ездим принципиально. Во время отдыха люблю фотографировать живописные виды на память — для себя, для друзей. Чтобы они с помощью моих фото также смогли побывать в тех интересных местах, где отдыхал я.
— Детское увлечение не забывается?
— Жили мы скромно, фотоаппарата у меня не было, даже «Смены», и в студенческие годы этим не увлекался. Купил его, когда сын родился.
— Самое яркое впечатление в вашей жизни?
— Их много, тем и жизнь интересней. Яркие события — это рождение сыновей, покупка первой машины, получение квартиры, новые назначения. Я — оптимист по жизни. В любой ситуации в первую очередь прогнозирую позитив. Если бы отсутствовало это качество — трудно пришлось бы на крутых жизненных поворотах.
— Как принимаете важные решения в работе, в личной жизни?
— Я привык работать в команде, несмотря на то, что на первый взгляд кажусь достаточно закрытым. Если не можем прийти с коллегами к единому мнению, право выбора — за мной. Ну и ответственность, конечно.
В семье мы так же, коллективно, обсуждаем все насущные вопросы вплоть до покупок. Есть различные направления ведения семейного хозяйства. Где-то пальму первенства держит жена, где-то я.
— Значит, семья построена на согласии…
— А я по-другому жить и не умею. Только в согласии.