Когда дети младшей детсадовской группы играют в куклы и распределяют при этом обязанности, которые куклам надлежит выполнять, — это дело естественное. Но когда примерно тем же самым занимаются большие дяди и тети во власти, тут уже впору ставить, на мой взгляд, вопрос об их душевном здоровье.
Не могут, по-моему, не умилять обсуждения нашими городскими гуру того, как ульяновцам следует
сушить свое белье. В смысле — где его не следует сушить. Планируется, в частности, запретить горожанам использовать для этих целей балконы их квартир. Ни больше ни меньше. Квартир, которые им же и принадлежат и которые, как гласит Конституция (ст.25), неприкосновенны, и никто, грубо говоря, не имеет права совать в них свой нос, указывать, как поставить стулья или, что то же самое, как людям использовать свои балконы. Спору нет — в жилище самих гуру имеются, конечно же, специальные сушильные комнаты, со специальными вытяжками, чтобы от влаги с белья не намокали стены. Но у кукол, каковыми гуру представляют, вероятно, народ, нет таких комнат. У них вообще нет для этих целей ничего, кроме балконов. А город — это ведь место, где люди все-таки живут, а не в витринах стоят для красоты.
В общем, как сказал на совещании, где обсуждалась эта «проблема», один из немногих, видимо, здравомыслящих депутатов Городской Думы, власть вроде решила уже все проблемы и осталась только эта. Поковыряться, добавим мы, в чужом белье. Пока, слава Богу, не в грязном, но если процесс и дальше будет развиваться в этом направлении, дойдет, наверное, и до ковыряния в нестираном белье. Постановят, например, что иметь в квартире больше двух грязных трусов одновременно запрещается. За нарушение — штраф, размер которого Законодательное Собрание определит в поправках в областной кодекс об административных правонарушениях.
Близки к клинике и планы переложить на население содержание городских территорий,закрепив их за физическими и юридическими лицами. Но опуститесь же на землю, господа, и остыньте. На граждан законом возложено бремя расходов по содержанию своих жилищ и общего имущества в доме, которое включает в себя придомовую территорию (ст.154 Жилищного кодекса РФ). Но только тогда, когда этот земельный участок прошел кадастровое оформление, передан в долевую собственность жильцов и жильцы его приняли (ст.36-39 Жилищного кодекса). То есть и сейчас-то сотни тысяч ульяновцев платят за уборку придомовой территории лишь по доброте душевной, поскольку никакого кадастра на нее нет и долевой собственностью она не является. Никаких дополнительных расходов возложить на население вы тем более не вправе.
Порядок и благоустройство в городе — обязанность власти. Единственная, можно сказать, обязанность, все остальное — фикция. И физические, и юридические лица платят в городской бюджет налоги, на которые власть и обеспечивает чистоту улиц, скверов, парков, площадей и тротуаров. А если хотите часть своих обязанностей переложить на физических или юридических лиц, будьте добры обеспечить их финансированием, ровно так же, как государственная власть, передавая свои полномочия местному самоуправлению, передает и деньги на исполнение этих полномочий (ст.132-133 Конституции РФ). С точки зрения права разницы в статусе субъектов хозяйственных отношений между органами власти и гражданами нет. Хочешь, чтобы я делал за тебя твою работу — плати. Или делай ее сам.
Гражданам и организациям не следует, разумеется, ни с кем подписывать никакие соглашения о закреплении за ними каких бы то ни было территорий и нести на их содержание расходы. Навязывание же таких соглашений будет не чем иным, как превышением должностных полномочий, что подпадает, в числе прочего, под действие Уголовного кодекса. С реальными сроками лишения свободы в качестве наказания.
Василий МЕЛЬНИК