Правильная подача Советского Союза и его образов никем так и не была сформулирована – но восполнение этого пробела жизненно необходимо для грядущей русской государственности.

Изборский клуб, учредительное заседание которого прошло 7 сентября 2012 года в городе Изборске Псковской области, сразу уверенно заявил о себе как действительно патриотическое экспертное сообщество, незамутнённое либеральными включениями. Второе заседание прошло в окружении ракетных двигателей, что было более чем символично: на фоне глобальных планов, стоящих на данный момент перед Россией, и при всем при этом – на фоне провалов космических инициатив, которые, безусловно, есть не только символ, но и во многом средство достижения целей поистине исторического масштаба.

Место проведения третьего заседания Изборского клуба долго оставалось своего рода интригой. Сначала в СМИ прошли новости о том, что оно пройдёт в осаждённой столице Сирии – Дамаске. Но спустя какое-то время появилась достоверная информация: следующее заседание Изборского клуба пройдёт на базе музея СССР, создающегося в Ульяновске. И тема грядущего мероприятия заявлена соответствующая – «Обсуждение путей преодоления метафизического разрыва красной и белой России XIX и XX веков».

По словам главного идеолога Изборского клуба Александра Проханова, «среди прочих актуальных проблем, которые мучают сегодняшнее российское общество, особо выделена именно тема соединения красных и белых энергий. Тех энергий, которые в начале ХХ века столкнулись в страшном противоречии, приведшем сначала к крушению белой царской православной империи, а потом к чудовищной гражданской войне, в которой Россия израсходовала множество исторических сил».

Проханов убеждён, что с тех пор, как красная империя Сталина рухнула так же, как до этого белая империя Николая II, эти две государственные имперские энергии и силы оказались в состоянии разгрома, в состоянии переживания поражения. Вместе с тем, победившая либеральная тенденция, либеральный слой, либеральный дискурс умело использует вражду, накопившуюся между белыми и красными, соединяясь то с красными, то с белыми, сталкивая их, разжигая гражданскую войну – вплоть до наших дней.

«В интересах нового государства российского, которое мыслит себя имперским государством, государством централистским – соединить всех государственников, соединить все государствообразующие тенденции для того, чтобы сберечь новое нарождающееся имперское государство, сохранить его, усилить и дать отпор деструктивным, контргосударственным тенденциям и силам», – считает Александр Проханов.

С Прохановым согласен и другой вдохновитель создания Изборского клуба, философ и геополитик Александр Дугин, который считает, что советский период есть не что иное, как экстремальная реставрация идеи Московского Царства: «Советский цикл воссоздает утраченную святость московского периода в новых социально-политических терминах, опираясь на Советский эсхатологизм, прекрасно описанный у Платонова, который сочетает в себе и оптимизм и драму», – убеждён Дугин.

Преемственность советского периода Московскому царству философ видит в отвержении Запада, причём более отчетливого, нежели в Романовской России, национальном мессианстве, описанном как «построение социализма-коммунизма – в одной стране», сопряженном с коммунистической сотериологией, а также в централизме и административной бюрократии почти монгольского образца, особенно в сталинизме. Перенос столицы в Москву, по мнению Дугина, тоже не случаен. «Я полагаю, что образ будущего будет образом Евразийской Руси. Это включает преемственность Киевской Руси, Московской Руси и Советской Руси», – заявляет философ, предлагая даже такое парадоксальное сочетание, как «Русь Советская», суть которого, впрочем, подробно разобрана у Михаила Агурского.

При этом механическое соединение красного и белого, по мнению идеологов Изборского клуба, невозможно, и все попытки, которые были предприняты разными общественными силами на протяжении последних двадцати пяти лет, не увенчались успехом. «По-видимому, необходимы новые технологии, – утверждает Александр Проханов. – Технологии не просто исторические, а метаисторические, метафизические, которые объясняют, что нет глубинного противоречия между красными и белыми, нет глубинного, непреодолимого раскола, который случился на грани веков», – отмечает писатель.

«Этот раскол, с одной стороны, преодолевается как интерпретация советского периода, не как безбожного, атеистического периода, а как периода высшей религиозности, которая позволила советскому периоду одержать мистическую, космическую победу 1945 года. Так и период царский, православный период нужно оценивать не как период бессмысленный и тупиковый, а как период, который нёс в себе громадные, не успевшие развиться ценности, ценности, во многом перепорхнувшие в ХХ советский век», – уверен Александр Андреевич.

Дискуссия на эту тему, по общему мнению членов Изборского клуба, чрезвычайно актуальна. По итогам дискуссии будет создан доклад, объясняющий не просто поверхность, а актуальную необходимость соединения этих русских исторических сил. Как говорит Проханов, «чтобы световод русской истории не был разорван, исторические энергии двигались по нему без потерь, без трат и омывали кристалл сегодняшней ещё хрупкой российской государственности».

В свою очередь Александр Дугин видит новую российскую государственность, синтезирующую романовский и советский периоды, как Проект Руси Евразийской, который, по его мнению, предполагает несколько общих вещей. Во-первых – отстаивание идентичности перед лицом Запада. В меньшей степени перед лицом Востока. Во-вторых, что было свойственно и Романовым, и Сталину – продолжение пространственной экспансии, обоснованной новой версией национального мессианства. Ещё одной важной составляющей красно-белого синтеза Дугин считает возрождение ориентации на архаические стороны жизни, на простой народ, а также «жёсткую централизованную форму управления в сочетании с этно-культурным плюрализмом».

Итак, Изборский клуб на этот раз переместится в Ульяновск. 21-22 декабря 2012 года заседание пройдёт в музее СССР – нашей общей, теперь уже, по мнению некоторых, несуществующей Родины. В музее не диковинок прошлого, на которые придут посмотреть дети «дивного нового мира», но отблеска будущего – тоже общего, тоже превосходящего любые «прогнозы аналитиков».

Три месяца назад Проханов заявил о том, что Изборский клуб будет создавать оружие. И это будет оружие будущего против действительно тёмного прошлого – 90-х годов и той части «нулевых», которая стала их продолжением. Однако, помимо создаваемого музея, в недрах Изборского клуба зреет идея создания Института по изучению наследия СССР. «Наша цель – найти в советском периоде его метафизику, религию. Это время не атеистическое, не безбожное, это, наоборот, срез потрясающей религиозности, потрясающего космизма. И это нельзя отразить только в музее. Институт изучения СССР – вот это реальность», – убеждён Проханов.

По мнению же Александра Дугина, «правильная подача Советского Союза, его образов ещё никогда никем не была сформулирована». Философ утверждает, что по сей день существуют различные неверные точки зрения относительно СССР: «Первая – всё, что говорили советские люди о самих себе. Это неверно, так как они не понимали себя. И если мы будет пытаться это воспроизвести некритично, мы попадём в минус. Вторая – все либеральные идеи по разоблачению сталинских репрессий – это ещё более неверная ситуация. Все, что говорит либерал об СССР, вообще нужно выбросить на помойку. Таким образом, что касается осмысления Советского периода, то его ещё просто нет», – уверен Александр Дугин, соглашаясь с необходимостью создания музея СССР.

В контексте данной инициативы параллель «русский-советский» уже не выглядит чем-то необычным. Скорее – стройно, логично, а как иначе?

Наталья Евграфова