Самолёты умирают по-разному. Одни в катастрофах, другие под “болгаркой”, третьи просто гниют на кладбищах. А вот четвёртым повезло немного больше. Их отправляют доживать свой век на зелёную лужайку. В виде экспонатов музея. Один такой музей есть в Ульяновске. Называется он Музеем гражданской авиации и существует аж с 1983 года. Я живу в Ульяновске с 1980-го и, вы будете смеяться, ни разу, до этого года, там не был. Позор, чё…

Хотя… Поднимите руки, кто еще не был из ульяновцев :)   Ага, так и знал – лес рук.

Про этот музей написано столько фотоотчетов, что я вообще не хотел брать фотоаппарат туда. Но, раз уж сезон свадеб закончился, то почему бы не поиграть и на этом баяне? :) Только не ждите от меня длинных описаний и рассказов. Я просто выбрал туманный денёк (еще один баян среди фотографов), взял детей и отправился открывать для себя новый мир умирающих самолётов (на самом деле первый раз я там побывал летом, но это была свадебная фотосессия и толком ничего не рассмотрел).

#1

Вообще, кладбища и музеи самолетов чем-то очень и очень привлекают меня. Не знаю, но прогулка среди огромных туш великолепных монстров вызывает у меня те же чувства, как если бы я бродил где-нибудь среди останков огромных динозавров. Ощущение их былой мощи, дальних полётов. У каждого своя личность и судьба. Но самое  главное – все они с доблестью выполнили свой долг и никого не угробили. За сим и благодарствую.

#2

Каждый экспонат музея гражданской авиации оказался тут самостоятельно, совершив свой последний (не крайний, а именно последний) полёт до аэропорта Ульяновск-Центральный. Поэтому и расположился музей в сотне метрах от самого аэропорта. Все, кроме одного. ТБ-1 был привезен сюда конструктором и собран. Но, ему позволительно.
Про него – отдельно и чуть позже.

Понимаю, понедельник и “чукча не читатель, чукча – смотритель”. Поэтому просто наслаждаемся видами…

…призраков СССР в туманном Сайлент-Хилл Ульяновске…

#3

#4

#5

#6

#7

#8

#9

#10

#11

#12

#13

#14

#15

#16

#17

#18

#19

#20

#21

#22

#23

#24

#25

#26

#27

#28

#29

#30

#31

#32

Не спите?

Тут я просто обязан рассказать об этом самолёте.

ТБ-1 (АНТ-4), Г-1 — советский бомбардировщик. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году. Всего было построено 212 самолётов этого типа.

В 80-х годах прошлого века на острове Диксон был обнаружен Г-1, потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Группа специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища отправилась в августе 1985 года на Диксон. К месту аварии их забросили на вертолёте. Они отстыковали кабину с частью фюзеляжа и левый двигатель. Следующими рейсами вывезли на Ми-8 оба мотора и остальные части. С Диксона двигатели и кабину с частью фюзеляжа доставили на Ил-76 в Выборг, где самолёт был полностью восстановлен. После этого Г-1 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске, где хранится и сегодня. Известно было еще о нескольких Г-1, пролежавших после аварий на Севере десятки лет. Один поплавковый Г-1 находится рядом с вокзалом в посёлке Таксимо (Муйский район республики Бурятия). Установлен на стеле и имеет бортовой номер «СССР Ж-11». (Википедия).

Самолет этого типа знаменит тем, что на нем в 1929 году был установлен рекорд авиаперелета – 21242 км, из них 7950 км над водой. Да-да. Это тот самый перелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк. Это сейчас сгонять в Америку ничего не стоит (не считая денег). А тогда это считалось героическим подвигом и заняло по времени 137 летных часов. И ведь получилось не с первого раза. Исторический для СССР перелет был начат 8 августа 1929 года, но был
прерван вынужденной посадкой в тайге под Читой. Самолет был разбит, но экипаж не пострадал и вернулся в Москву где вновь стартовал 23 августа 1929 года.

В моей коллекции марок есть одна, посвященная этому событию:

Soviet_Union-1977-Stamp-0.12

Кроме перелета Москва-Нью-Йорк ТБ-1 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин» – летчик А. В. Ляпидевский вывез с льдины первую партию челюскинцев.

И по этому поводу тоже была выпущена марка:

#33

Одним словом, легендарный самолёт. Гордость музея.

#34

АК-1 — первый советский пассажирский самолет. Рассчитан на перевозку 2—3 пассажиров; с поршневым двигателем «Сальмсон» мощностью 125 кВт развивал скорость до 147 км/ч.  Первый полет состоялся в 1924. В том же году самолёт под названием «Латышский стрелок» был передан обществу «Добролёт», эксплуатировался на авиалинии Москва — Казань, а в 1925 участвовал в групповом перелете Москва — Пекин. В Ульяновском музее находится реплика этого самолета. Что, в принципе, и видно по качеству сборки. ЭТО – никогда не летало :)

#35

#36

#37

#38

А это еще одна гордость музея – первый в мире и последний в СССР сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

#39

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше «Конкорда».

#40

Всего было построено 16 машин. Ещё одна, последняя построенная машина осталась невостребованной, и ещё долго стояла на территории Воронежского авиазавода, и в итоге была порезана. Кроме того, было собрано ещё несколько планеров Ту-144 для наземных испытаний. Оставшихся в летном состоянии в настоящее время не существует. Практически полностью укомплектованы деталями и могут быть восстановлены до лётного состояния борты Ту-144ЛЛ № 77114, ТУ-144Д № 77115 и ТУ-144С № 77110. Последний и есть тот, который вы видите на фотографии.

Ту-144 эксплуатировался как пассажирский самолет меньше года – с ноября 1977 до июня 1978, на маршруте Москва – Алма-Ата. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей.  Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой, его эксплуатация оказалась нерентабельна. Из-за вынужденно высокой цены на билеты, почти в полтора раза превышающей обычную, загрузка бортов была очень низкой, что привело к отказу от эксплуатации на пассажирских линиях Аэрофлота. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее, 23 мая 1978 года. Это было второе крушение опытной модели, во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта.

Первая катастрофа с участием Ту-144 произошла 3 июня 1973 года. Самолет разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все шесть членов экипажа погибли. О причинах много говорилось и писалось, но правды мы не узнаем.

Кинохроника тех лет запечатлела то трагическое событие:

https://www.youtube.com/watch?v=PRVVb2BAvOQ

Вот такой замечательный музей у нас есть. Да вот только состояние большинства экспонатов почему наводит на мысль, что все же это больше кладбище, нежели музей…
Посмотрите, для примера, как выглядят самолетики в Национальном музей авиации США. Да и в том же Монино все гораздо симпатишнее.

Сотрудники, надо заметить, делают что в их силах – подкрашивают, моют. Но последних, видимо, не хватает. Как и средств. Музей принадлежит Ульяновскому авиационному училищу гражданской авиации. Основной доход – экскурсии и свадьбы. Этого не достаточно для такого солидного парка.

В общем, всё как всегда: что имеем – не храним…