Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разрешила железнодорожникам поднять стоимость билетов в плацкартных и общих вагонах сразу на 20 процентов. Причина – отказ государства субсидировать самые доступные пассажирские перевозки.
Безрадостное для пользователей железнодорожного транспорта решение об индексации тарифов на перевозки пассажиров было поддержано правительством РФ и принято на заседании правления ФСТ России 4 декабря. Ранее речь шла о повышении стоимости билетов на 10 процентов, однако в дальнейшем, сославшись на «образовавшийся существенный дефицит бюджетных ассигнований» минэкономразвития РФ, решили индекс удвоить. Дело в том, что государство устанавливает тарифы в плацкарте и общих вагонах, как правило, ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть компенсирует Федеральной пассажирской компании (ФПК) в виде субсидий. Уровень устанавливаемых в регулируемом секторе тарифов ниже экономически обоснованного в полтора-два раза в зависимости от типа вагона и категории поезда, уточняют в министерстве. К примеру, при средней себестоимости перевозки одного пассажира в плацкартном вагоне в 1448 рублей пассажир платит за билет 865 рублей, то есть 60 процентов.
Остальное как раз и компенсируется государством. В 2013 году господдержка должна была составить 30 миллиардов рублей, но в итоге была сокращена вдвое – до 14,8 миллиарда рублей. Иными словами, проблемы железнодорожников попросту переложили на плечи пассажиров.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Якунин еще до решения ФСТ говорил о грядущем 20-процентном удорожании билетов как о свершившемся факте, добавляя при этом, что рост стоимости проезда в поездах его не радует, так как это «может привести к оттоку пассажиров». Однако проблема в том, что достойной альтернативы железной дороге в России сегодня нет – воздушное сообщение неразвито, а цены на авиабилеты для многих не по карману. Автовладельцы поездам могли бы предпочесть езду на собственных машинах, однако стремительно дорожает бензин.
Плацкартные и общие вагоны до сей поры оставались относительно доступными средствами передвижения для большинства небогатых россиян. По данным Федеральной пассажирской компании, в таких вагонах сегодня передвигается 68,7 процента пассажиров (26,5 процента – в купе, 3,7 – в общих, 1,1 процента – в СВ).
Дмитрий Минаев