“ЧЕМПИОН” продолжает публикацию материалов, посвященных ульяновцам, которые внесли заметный вклад в историю областного спорта. Сегодня рассказ о волейболисте Аркадии КОСОУРОВЕ. Этот материал журналиста Вячеслава Ташлинского вошел в книгу “Команда, без которой нам не жить…
…Почти каждое лето семья Косоуровых ездила погостить к родственникам на подмосковную дачу. Люди там собирались известные. Музыкант Давид Ойстрах с супругой, артист Алексей Феона, певица Елена Кругликова…
Разговорам и спорам об искусстве, казалось, не было конца. Но самое интересное, пожалуй, в другом. По вечерам творческая интеллигенция вместе с хозяевами и родственниками отправлялась на волейбольную площадку, где до самой темноты не прекращались захватывающие баталии.
Ученик младших классов Аркадий Косоуров под непосредственной опекой тетки-генеральши тоже участвовал в тех каждодневных турнирах. Конечно, без особого успеха. Рослый не по годам мальчик лишь познавал азы волейбола.
Признание к нему пришло позже. Когда Аркадий учился в восьмом классе, его заметил тренер-общественник Геннадий Попов. И без промедлений пригласил играть за взрослую команду завода имени Володарского. Семья Косоуровых жила тогда на Нижней Террасе. 14-летний подросток ничуть не затерялся среди зрелых и физически крепких волейболистов. Дальше его спортивная карьера стремительно шла вверх. После десятилетки прочно закрепился в составе сборной команды нашей области. А в 20 лет уже был играющим тренером этой сборной… Пример, без преувеличения, уникальный…
– Аркадий Иванович, почему вы остановили свой выбор на волейболе? Ведь были и есть другие виды спорта, гораздо популярнее. Например, футбол, хоккей…
– В моем выборе элемент случайности сыграл не последнюю роль. Все началось там, на подмосковной даче. А дальше я увлекся волейболом, начал изо дня в день тренироваться. Конечно, тренировочный процесс был примитивным. В основном все сводилось к двусторонним играм. Но и это что-то давало. Тренер-энтузиаст, он же разносторонний спортсмен, Геннадий Иванович Попов старался создать на заводе имени Володарского сильную команду. С этой целью он очень внимательно приглядывался к людям, перспективным волейболистам школьного возраста. Таким образом, тренер нашел и меня. Мое становление как волейболиста проходило в команде “Володарки” на стадионе “Зенит”. А еще о занимался легкой атлетикой, играл в футбол. Мне даже доверяли место в воротах заводской футбольной команды. Однажды пришлось защищать ворота в матче против, очень сильного тогда коллектива “Динамо”. Возглавляли его знаменитый Николай Петрович Старостин и известный спортсмен и тренер Василий Георгиевич Куров. Игру мы проиграли – 1:3. Тем не менее, после матча Василий Георгиевич завел со мной обстоятельный разговор, а потом предложил попробовать свои силы в “Динамо”.
– Вы отказались?
– Я уже серьезно занимался волейболом. Потому отклонил предложение. К тому же мне предстояли экзамены в выпускном, десятом, классе. Было еще важное обстоятельство. В ту пору тренер сборной области по волейболу Вячеслав Павлович Кулинченко взял меня в команду. Нам предстояло ехать на зональные соревнования в Пензу. Экзамены сдал успешно. А затем по совету хорошего знакомого решил поступать в педагогический институт. Сдал вступительные экзамены, был зачислен на первый курс. Разумеется, продолжал заниматься волейболом, благо в вузе была сильная команда. Скажу честно, спорт в моей жизни занимал куда большее место, нежели гуманитарные науки. Видимо, поэтому после окончания вуза по распределению не поехал. Меня оставили в институте, предоставили место на кафедре физ-воспитания. Работал с удовольствием. У нас подобралась хорошая команда единомышленников. Педагогический институт в те годы культивировал разные виды спорта. Волейбол среди них занимал одно из ведущих мест. В городе мы по праву входили в число лучших коллективов.
– Каким было ваше амплуа на площадке?
– Всегда считался основным нападающим. А любимым местом стала четвертая зона. Мой рост метр девяносто давал преимущество в игре у сетки.
– В 1954 году вы, как известно, тренировали сборную команду области.
– Так сложились обстоятельства. Квалифицированных специалистов по волейболу в городе практически не было. Вот и стал играющим тренером в вузовской команде и в сборной области. А самому едва исполнилось двадцать лет.
– Опыта вам, конечно, явно недоставало?
– Безусловно. Волейбол – игра непростая. Здесь свои тактика, стратегия. Все без исключения спортсмены должны обладать высокой техникой. Между тем для меня, тогда совсем молодого наставника, многое оставалось как бы за семью печатями. Попросту говоря, варились мы в собственном соку.
– Всесоюзные тренерские семинары не проводились?
– Проводились, но редко. Я участвовал лишь в одном, в подмосковной Малаховке. И вы знаете, узнал очень много интересного. Ведь вели семинар прекрасные мастера волейбола. До сих пор помню преподавателя Московского института физкультуры Юрия Николаевича Клещева, который, на мой взгляд, знал все тонкости игры. Он пригласил сборную команду тренеров семинара сыграть с институтской. Мне довелось тоже выйти на площадку. В принципе мы ни в чем не уступали москвичам. Однако победа со счетом 3:2 досталась им.
– Аркадий Иванович, сборная области, которую вы возглавляли, высоко котировалась в Поволжье?
– Пожалуй, нет. В играх с волгоградцами, саратовцами, куйбышевцами мы, как правило, уступали. Уровень их подготовки оказался заметно выше. Дело тут, думаю, в традициях. Наши соседи по Волге начали культивировать волейбол в далекие двадцатые годы. А мы – в конце сороковых. То есть отстали лет на двадцать. Кроме того, у нас не было квалифицированных специалистов по этому виду спорта и очень мало специализированных детско-юношеских спортшкол. А, скажем, в Куйбышеве или Казани действует множество таких школ. Вот почему мы отставали и отстаем.
– В каком году, на ваш взгляд, ульяновцы добились наибольших успехов в волейболе?
– Взлет пришелся на 1959 год. Но тут есть своя предыстория. И связана она с именем мастера спорта по волейболу Юрия Ивановича Коршунова. Он был военным, в звании майора. В нашу область его перевели из соседней Куйбышевской. Сначала Коршунов работал в облвоенкомате, потом попал в райцентр Большое Нагаткино Цильнинского района. Было это в 1957 году. Юрий Иванович создал в сельском районе неплохую команду. И, конечно, был ее душой. Если бы вы видели, как он играл. При невысоком росте творил на площадке чудеса. Ни двойной, ни даже тройной блок не спасал соперников от точных и мощнейших его ударов. Приходилось поражаться универсальности мастера. Он одинаково сильно играл и в нападении, и в защите. И это при том, что у него не было несколько фаланг пальцев на правой руке. Чуть позже Коршунов возглавил сборную области. Основательно готовил ее к зональным соревнованиям Спартакиады народов России. К тому времени Юрия Ивановича снова перевели в облвоенкомат.
– Где проходила зона?
– В Волгограде. Кроме хозяев и нас, ульяновцев, там выступили команды Саратова и Воронежа. Поехали мы с хорошим настроем. Состав был оптимальным. В него входили играющий тренер Коршунов, его однофамилец Станислав Коршунов, Анатолий Кормеев, Лев Павлов, его однофамилец Юрий Павлов, Анатолий Бормотов, Владимир Устинов, Феликс Баскаков, Юрий Аношин, Владимир Тихонов. В каждой игре “сражались” до конца, яростно боролись за каждый мяч. Уступили соперникам с одинаковым счетом – 2:3. Где-то нам не везло, где-то “душила” Фемида. Судейство, надо сказать, объективностью не отличалось. Особенно возмущался по этому поводу Юрий Иванович Коршунов. Увы, нам пришлось бороться лишь за шестое-девятое места. И в итоге оказались именно на шестом. Так что в зональных соревнованиях выше этого места мы не поднимались.
– Скажите, можно назвать вашу спортивную карьеру удачной?
– У меня обычный путь спортсмена-любителя. Высшее достижение – первый разряд по волейболу. После работы на кафедре физвоспитания пединститута поступил на автомобильный завод, тренировал сборную этого предприятия. Но более всего мне памятна, конечно, “Володарка”, куда меня впоследствии пригласил известный спортсмен и общественник Николай Андреевич Краснов. Здесь я отработал около двенадцати лет. В 1971 году меня избрали председателем областного совета общества “Зенит”. Помню отличных парней из нашей заводской волейбольной команды: Геннадия Попова, Бориса Чистова, Михаила Закурдаева, Анатолия Куликова, Бориса Кузнецова, Виктора Михайловского, дядю известного футболиста и тренера, моего приятеля Владислава Борисовича Михайловского. В общем, мне повезло с хорошими людьми в спорте. С ними делил радости и огорчения. С этой точки зрения моя спортивная судьба, безусловно, удачна.
– Как вы считаете, что самое трудное в волейболе?
– Овладеть техникой игры. Она – основа основ. Без хорошей техники на площадке нечего делать.
– Травмы случались?
– Серьезных не припомню. А ушибы, вывихи пальцев были далеко не редкостью. В каждой игре случалось такое. Но я вам должен сказать – чем выше функциональная готовность спортсмена в игровых видах, тем меньше вероятность травмы.
– Вы, наверное, тщательно готовились к каждой игре?
– Готовился самым серьезным образом. А когда выходил на площадку – забывал обо всем. Все внимание – игре. Зрителей не видел, их криков не слышал. Без предельной сосредоточенности, большой самоотдачи нельзя рассчитывать на успех.
– А вы смогли бы в годы молодости бросить волейбол?
– У меня и мысли такой не было. Спорт вообще и волейбол в частности занимали все мое время. Когда играл, заочно окончил центральную школу тренеров в Малаховке. А после волейбола долго работал заведующим отделом в областном спорткомитете.