Казалось бы, какие еще признаки, кроме календаря и первого выпавшего снега, для горожанина могут обозначить начало зимы? В первую очередь, конечно, дворник, сменивший метлу на снеговую лопату. Однако в Ульяновске 1 декабря, когда выпал первый снег, этого не произошло.
Отнюдь не потому, что выпало мало осадков для их уборки снеговой лопатой. Просто самих дворников практически нигде в тот день не было видно. Как профессионалы дворники явно решили вообще не убирать первый снег, поскольку точнее синоптиков и чиновников знали, что он все равно скоро растает. А в предстоящую зиму они еще намашутся лопатами. Горожане брели на работу по смеси тающего снега и воды. Впрочем, есть другая версия хронического отсутствия дворников во дворах и на улицах Ульяновска. Она сопряжена с застарелыми тайнами ульяновского ЖКХ, замешанных, как всегда, на смеси плутовства с откровенным воровством.

СЕКРЕТНЫЕ РЫЦАРИ МЕТЛЫ И ЛОПАТЫ
К таким тайнам относятся сведения о том, сколько должно быть дворников в городе и сколько их есть на самом деле. Не тех “мертвых душ”, которые числятся в бумагах, а реальных, выходящих на улицы для того, чтобы убрать мусор. Тайна сия настолько велика, что когда в 2008 г. в областном правительстве затеяли провести конкурс на звание “Лучший дворник”, получился форменный конфуз. Как выяснилось в ходе подготовки к конкурсу, в структурах ЖКХ целого ряда муниципальных образований должности дворников вообще не были предусмотрены! Т. е. в областных структурах были предусмотрены должности министров, имелись целые департаменты в областном правительстве, отвечающие за ЖКХ. В структурах муниципальных образований трудяг-чиновников от ЖКХ всегда было, хоть пруд пруди. А вот те, кто непосредственно метлой да лопатой должны были наводить чистоту не в бумажных отчетах, а на улицах, в понимании чиновников, не имели право на юридическое существование. А потому во многих муниципальных образованиях “должности” эти и не были предусмотрены. Что же они существовали на нелегальном положении? Конечно, в небольшой деревушке вполне можно обойтись без собственного дворника. Но вот как обходились без дворников такие районные центры, как Барыш, Сурское, Чердаклы или Новая Малыкла долгое время оставалось загадкой.

НЕЛЕГАЛЫ ДЕЙСТВУЮТ
Даже находясь на полулегальном положении, дворники иногда могут побороться за свои права. Иногда даже через суд. Вспоминается один из таких случаев, который произошел в Ульяновске в октябре 2004 года. Тогда даже состоялся суд над директором МП “Благоустройство Заволжья” А. Сазоновым. Он полгода не платил зарплату своим работникам. В итоге долг составил почти 1,5 миллиона рублей. Сам руководитель муниципального предприятия объяснял это тем, что мэрия не перечисляла денег. Доведенные до отчаяния люди объявили забастовку. В ходе проверки предприятия было установлено, что деньги на выплату зарплаты были. Однако директор тратил их на собственное премирование и личные расходы. Зарплата рядовых сотрудников “Благоустройства Заволжья” не превышала тогда двух тысяч рублей. Но даже этих денег люди не видели. В то же время себе и своим приближенным директор установил очень высокую зарплату. Сам г-н Сазонов получал более 10 тыс. рублей. Плюс постоянное премирование. В то время как его работники не получали ни копейки, директор Сазонов отремонтировал на средства муниципального предприятия личный автомобиль, а также арендовал у своей дочери автобус. У предприятия были свои автомобили, но за аренду дочкиного автобуса “Благоустройство Заволжья” выплатило более 120 тыс. рублей. Так же из средств предприятия г-н Сазонов оплачивал свои разговоры по сотовому телефону. На это ушло более 10 тыс. рублей.
Но такие случаи судебных разбирательств всегда были чрезвычайно редкими. Дворники-полунелегалы чаще либо просто разбегались, либо предпочитали иные способы увеличения доходности своей профессии. Они устраивались сразу на несколько ставок и, выполняя за кое-какую зарплату работу кое-как, окончательно запутывали статистику о своем действительном количестве.

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД
Разобраться в этой запущеной статстике, похоже, уже никто не способен. Тем более что городские чиновники в последние годы существенно изменили тактику сохранения тайны о дворниках. Ведь тайну можно сохранить, умалчивая о том, что она является тайной. Поэтому они вроде бы охотно дают информацию если не о потребности в дворниках, то об их общем количестве. Однако ясности в том, сколько Ульяновску нужно иметь дворников и сколько их имеется в наличии, такая словохотливость чиновников отнюдь не дает. Причем разница в опубликованном чиновниками количестве дворников составляет всегда не один-два десятка человек, что было бы вполне объяснимым, а несколько сотен бойцов метлы и лопаты.
Так, по информации Главы администрации г. Ульяновска Александра Букина, в 2007 г. в городе уборкой придомовых территорий занимались 1284 дворника. Господин Букин особо подчеркивал, что дворников и тогда катастрофически не хватало. Затем в России случилась очередная реформа, на этот раз реформа управления ЖКХ. Возникшие многочисленные Управляющие компании, охотно взымающие плату за уборку придомовых территорий, занялись “оптимизацией” собственных расходов на обслуживание дворов. В том числе и за счет зарплат дворников. В результате два года тому назад в Ульяновске числились уже 984 дворника. Согласно докладам чиновников от городского ЖКХ в ночь с 16 на 17 января 2011 г. для очистки дворов и улиц Ульяновска от снега вышло 740 дворников. Куда они потом делись, до сих пор остается непонятным. В пик непогоды в январе 2012 г., по сообщениям городских чиновников, работающих дворников в городе насчитывалось то 550, то 691 человек. Летом этого года, по отчетам, во всем Ульяновске трудились лишь 624 дворника.
На прошлой неделе председатель городского комитета ЖКХ Владислав Игонин бодро рапортовал на аппаратном совещании в администрации о том, что в 44 Управляющих компаниях г. Ульяновска числятся 732 дворника, которые обслуживают 3711 домов. В городской Центр занятости населения подана заявка еще на 65 работников. На том же совещании господин Игонин оценил потребность Ульяновска в дворниках лишь в 952 человека. Выходит, что территория нуждающихся в уборке улиц и дворов, в нашем городе с 2007 г. сократилась как минимум на треть? И это при столь высоких темпах ввода в строй нового жилья? Ведь в 2007 г., даже при наличии 1284 дворников, их катастрофически не хватало. Ведущий аппаратное совещание Александр Букин, который в свое время опубликовал данные по 2007 г., поправлять своего подчиненного докладчика не стал. Стало быть, он согласился с тем, что городу достаточно 952 дворника. Так что же произошло? За счет чего сократилась потребность города в дворниках?

СТАЛЬНОЙ КОНЬ НЕ ЗАМЕНИТ ДВОРНИЦКУЮ МЕТЛУ
Во времена строительства коммунизма в СССР начальники различного уровня любили порассуждать о том, что пройдут 15-20 лет и ручной труд, в том числе и дворницкий, у нас в стране полностью исчезнет, а всю черновую работу будут выполнять механизмы. Обещанный срок ликвидации ручного труда давно прошел, как прошла и эйфория построения коммунизма. Зато ручной труд, в том числе дворницкий, остался. Это только в странах некогда загнивающего западного капитализма объемы ручного дворницкого труда действительно существенно сократились за счет малой механизации мусоро- и снегоуборочных процессов.
У нас в России лопата, метла и скребок как были, так и остались главными орудиями дворницкого труда. Возможно, в отдельно взятом Ульяновске объемы дворницкого ручного труда сократились за счет стремительного наращивания средств средней и большой механизации, что и привело к сокращению потребности в дворниках? Вовсе нет. При мэре Пинкове для города приобрели около трех десятков единиц спецтехники на несколько десятков миллионов рублей. Этот существенный “рывок” тогда закончился очередным скандалом – более половины вновь купленной техники оказалась непригодной для работы. Так осталось до сих пор неясным – вернули эту технику производителям-бракоделам или нет? С тех пор таких “рывков” ульяновские власти уже не предпринимали.
А количество спецтехники на-против сокращалось. Если в 2011 г. тогдашний директор МУП “Ульяновскдорремсервис” Александр Имедеев перед началом зимы докладывал о готовности к работе 175 единиц, то сейчас речь идет о наличии всего 155 единиц такой техники. Из общего количества число тракторов, как докладывает Владислав Игонин, за год увеличилось с 61 аж до 62 машин! Так что ни о каком увеличении количества средств средней и большой механизации снегоуборочной техники речь не идет.
Более того, в последний год все чаще горожане стали пенять чиновникам на то, что остановки общественного транспорта вообще перестали убирать. Это подтверждает губернатор Сергей Морозов : “Остановки в супербезобразном состоянии”! Выяснилось, что для уборки большей части таких остановок использовать даже имеющуюся технику невозможно. Глава администрации Ульяновска Александр Букин раскрыл причину, в силу которой остановки находятся в столь плачевном состоянии: “У нас на сегодняшний день количество дворников для обслуживания остановочных павильонов там, где сделаны ограждения, пока недостаточно. Хотим мы или не хотим, нам придется увеличивать количество дворников. А также увеличить количество дворников по “Ульяновскэлектротрансу”. До какого количества власти намерены довести численность дворников, Глава администрации уточнять не стал. Вероятно, ему самому еще необходимо разобраться в этой застарелой, непостижимой, как тайна мироздания, тайне ульяновского ЖКХ – сколько дворников необходимо иметь второму в России по благоустроенности г. Ульяновску? Чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию этой тайны, ульяновским чиновникам потребуется немало времени. Жаль только, что зима не ждет.
Юрий КОРАБЛЕВ