Низкая температура воды, поступающая в наши краны из систем горячего водоснабжения (ГВС), – серьезная, но далеко не единственная беда этих систем.
Я заинтересовался этими проблемами в 2004 году. Решил, что при моих весьма скромных потребностях в воде мне будет выгоднее установить в своей квартире счетчики холодной и горячей воды. В этом случае, полагал я, будет легче отбиваться от обвинений в фантастически большом потреблении. Тогда же я запросил у своих знакомых экспертов по горячему водоснабжению данные о химической чистоте воды из централизованной системы ГВС, и получил неутешительные данные…
Конфиденциально мне сообщили, что перед нагреванием воду для поставки потребителям по сетям ГВС подвергают «предварительной подготовке»: добавляют антикоррозийные присадки и химические реагенты (для блокирования выпадения в трубах системы ГВС карбонатных отложений). На мой прямой вопрос о токсичности этих добавок и о допустимых способах применения воды из систем центрального ГВС было сказано, что применяемые добавки имеют сложную химическую природу, и результат их действия на человеческий организм спрогнозировать трудно. Мне напомнили, что вода в системах центрального ГВС является не питьевой, а технической. Поэтому ее категорически нельзя употреблять внутрь. Нежелательно также купание в такой воде детей и беременных женщин. Вот тогда я и решил отказаться от использования в своей квартире воды из централизованной системы ГВС.
Первые шесть лет прошли прекрасно. Перекрытый кран горячей воды на входе в квартиру и запломбированный счетчик горячей воды с неизменными показаниями надежно охраняли меня от затрат на неиспользуемую горячую воду. Потом начались серьезные неприятности.
Была введена норма минимальной температуры воды из системы централизованной ГВС на входе в квартиру. Мои эксперты пояснили, что для выполнения этой нормы поставщики ГВС, не мудрствуя лукаво, стали сбрасывать охладившуюся в трубах системы ГВС воду через «байпасы» (перепускные каналы) на дальних от котельных концах линий в «обратные» трубы ГВС или систем отопления. Входными домовыми счетчиками эта вода, естественно, регистрировалась как «потребленная» горячая вода. Квартирные счетчики эту «левую» воду «не видят» и не регистрируют. А вот потребление горячей воды по общедомовым приборам учета стало в несколько раз превышать суммарные показания квартирных счетчиков. Причем эту якобы потребленную воду разбрасывали по счетам жителей. В дополнение к платежам по своим счетчикам владельцев квартир принудили платить за эту «потребленную» домом в целом (а фактически ушедшую через байпасы в обратные трубы) горячую воду.
Для меня размер «добавки» в несколько раз превысил все мои возможные объемы потребления воды из системы ГВС. Счетчик горячей воды на входе в квартиру перестал выполнять свои функции по охране моего кошелька. Кроме того, от меня по-прежнему требовали раз в несколько лет оплачивать 285 рублей за поверку моих водяных счетчиков в большой и серьезной метрологической организации. Пользование услугами ГВС оказалось обусловлено пользованием платной услугой поверки счетчиков. Это несовместимо с требованием пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». В Москве, кстати, от этой коллизии ушли, сделав услугу поверки квартирных счетчиков бесплатной для всех владельцев квартир.
Мое нежелание портить отношения с управляющей компанией «ГК РЭС» было окончательно испорчено выставлением мне счета в 1200 рублей за мифическое ГВС сверх показаний моего квартирного счетчика. Нежелание платить за циркуляцию горячей воды в трубопроводах теплоснабжающей компании привело меня к намерению полностью отказаться от услуги ГВС. Сделать это я попытался в начале лета этого года. Но мое официальное заявление в управляющую компанию об отключении моей квартиры от системы ЦГВС только вызвало там смех. В неофициальной беседе мне было указано на бесполезность моих попыток и предложено, продав свою квартиру, переехать на другое место жительства. Решить проблему путем переговоров не удалось, и тогда последовало мое обращение с гражданским иском в Заволжский районный суд. Однако 14 августа 2012 года судья Ю.В. Смирнова своим судебным решением отказала мне в праве свободного выбора услуги горячего водоснабжения. Чем, на мой взгляд, была нарушена статья 8 Конституции РФ. Я подал апелляционную жалобу, но 9 октября 2012 года судья Н.Г. Мирясо-ва за 10 минут разрешила все нюансы моего дела, отказав по всем пунктам. Нарушение судебным решением районной инстанции Гражданского кодекса и Конституции РФ не было признано достаточным основанием для отмены решения районного суда.
В настоящий момент для меня возможность отказа от неподходящей услуги (гарантированная 32 статьей ГК РФ) находится под большим вопросом. Конечно, я подал уже кассационную жалобу и буду до конца выяснять возможности российского суда. Посмотрим, как будут развиваться события, о чем обещаю рассказать читателям в одном из следующих номеров «Управдома».
Владимир Любимов