Уже больше года действует новый федеральный закон о такси, однако ульяновские нелегальные таксисты не спешат выходить из тени даже под угрозой крупных штрафов и конфискации госномеров – большая часть «бомбил» продолжает возить людей без разрешений. Почему – разбирался корреспондент «СК».

На днях в Ульяновске прошел очередной рейд по выявлению незаконных такси. Место и время для проверки были выбраны самые «рыбные» – Центральный железнодорожный вокзал в момент прибытия фирменного поезда «Ульяновск-Москва». Традиционно в ожидании пассажиров сюда стекаются десятки машин со всех районов города, однако на этот раз, завидев сотрудников ГИБДД, других людей в форме (в рейде принимали участие налоговики и сотрудники областного министерства промышленности и транспорта) и журналистов, большая часть машин – с «шашечками» и без – спешно укатили.

Пришлось довольствоваться проверкой двух таксистов, у которых, однако, с документами был полный порядок.

По Федеральному закону №69 все такси должны быть оборудованы специальным фонарем, иметь характерные «шашечки», а главное – лицензию на осуществление пассажирских перевозок, таксометр и чековый аппарат. Получить разрешение, заверяют в региональном минпроме, довольно просто, однако число легальных таксистов по-прежнему невелико. За год в Ульяновской области было выдано 2050 лицензий, при этом только в Ульяновске, по данным участников рынка, регулярно «бомбят» от четырех до пяти тысяч водителей.

– Для начала нужно встать на учет в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, затем получить «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» в министерстве промышленности и транспорта области и оборудовать автомобиль в соответствии с требованиями. Можно уложиться в тысячу рублей, – говорит директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Игорь Бычков. Процедура несложная, однако водители, видимо, боятся вставать на официальный учет, отчитываться перед налоговой и так далее. Многих не пугают даже штрафы: от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц, а также снятие госномеров, 50 тысяч рублей – для юридических лиц.

Однако, как утверждают знающие люди, на деле все оказывается гораздо сложнее.

– Это только на бумаге все гладко, – делится водитель Валерий. – Я пытался «выйти из тени». Подсчитал и понял себе дороже. Вот хотя бы один нюанс. По закону предприниматель, занимающийся извозом, должен обеспечить прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. Где, как и за какие деньги его будет проходить предприниматель, сам же и являющийся водителем на своей единственной машине, не совсем понятно.

Беда в том, что водители, промышляющие частным извозом, не видят для себя никаких преимуществ легализации.

Напротив, те, кто стал работать по закону, жалуются на постоянные проверки. В случае с «бомбилами» инспектору необходимо доказать, а значит, задокументировать и факт оказания услуги, и факт передачи денег. Сделать это не так просто, считают таксисты. К тому же на каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль без каких-либо опознавательных знаков, да еще и потребовать у водителя разрешение на перевозку его пассажира? В то же время таксомоторные компании всегда на виду. Легального перевозчика поймать легче.

Он заметен, в отличие от нелегала. Да и проверить у него есть что: лицензия, фонарь, таксометр, медосмотр и т.д.

– За последние годы в Ульяновске было ликвидировано большинство официальных стоянок такси на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах и вблизи объектов социального значения. А те, что остались, заставлены обычными автомобилями. Так вот, чем нас неустанно проверять, занялись бы расчисткой этих мест для легальных такси, – делится мыслями Алексей, представитель одной из таксомоторных фирм города. – Неплохо было бы, например, сделать так, чтобы на парковки вокзалов можно было заезжать только легальным таксистам. Может быть, налоговое послабление существенное сделать. Надо давать такие преференции легальным таксистам, чтобы нелегалы не выдерживали с ними конкуренции. Если дешевле будет платить государству, чем какому-нибудь «крышевальщику», то они сами к нам перебегут.

А что же пассажиры, об интересах которых в спорах перевозчиков и властей, кажется, и вовсе забыли? Для них и спустя год после вступления в силу Закона «О такси» практически ничего не изменилось. А в некотором смысле они стали даже более незащищенными. К примеру, большинство рекламируемых сейчас номеров телефонов вызова такси принадлежат не таксомоторным фирмам, а диспетчерским службам. Причем среди них много иногородних компаний из Ижевска, Самары, Краснодара. Обладая обширной клиентской базой, они принимают заявки и продают их водителям, и для них абсолютно не важно, взял заказ легальный перевозчик на иномарке или «бомбила» на раздолбанных «Жигулях». В случае каких-либо неприятностей или просто плохого обслуживания узнать данные о таксисте в диспетчерской не получится, поскольку никакими официальными договорными отношениями перевозчик и фирма, как правило, не связаны и ответственности за работу друг друга не несут.

Вадим Пилюков