Корреспондент димитровградской газеты «Большой Черемшан» Анастасия Субаева оказала жителям Ульяновской области услугу, задав во время пресс-конференции Владимира Путина актуальный вопрос о тяжких последствиях реализации в регионе 354-го постановления правительства: резко выросла квартплата, в том числе и в результате введения нормативов на мифические общедомовые нужды. Журналистка говорила о том, что людям начисляют в месяц на две-три тысячи рублей больше, хотя «СК» известны случаи, когда выставленные счета выросли и на пять тысяч рублей. Субаева отметила, что власть дает поверхностные разъяснения, отвлекающие от сути дела, и что людям теперь придется отдавать 50-60 процентов зарплаты или пенсии на коммунальные платежи. «При том, что сами жилищно-коммунальные услуги оставляют желать лучшего, не боитесь ли Вы, что накопившиеся проблемы станут причиной социального взрыва?» – заострила вопрос димитровградская журналистка.
ВОТ ЧТО сказал в ответ президент:
Послушайте, давайте только не будем друг друга пугать. Надо думать не о взрывах, а о здоровом, правильном регулировании этой сферы. И я понимаю тех людей, которые возмущены таким развитием событий. Мы обязательно /к этому/ вернемся, и я обязательно посмотрю, что происходит в Ульяновской области по поводу роста тарифов. Причины роста известны, о них уже много было сказано. Это прежде всего непрозрачность принимаемых решений и монополизация рынка этих услуг, как правило, структурами, монополизированными (скорее всего, Путин имел в виду – «аффилированными». – С.Г.) с соответствующим уровнем руководства либо в регионах, либо в муниципалитетах. Поэтому нужно вести к демонополизации. Нужно уделять этому больше внимания. И очень важно – это открытость принимаемых решений. Это не должно быть какой-то закрытой сферой. Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда складывается эта платежка.
Что касается 30 или 60 процентов дохода семьи, то я просто напоминаю, что есть соответствующие решения и приняты законы, согласно которым если общий платеж на ЖКХ превышает 21 процент, а в некоторых регионах и того меньше (в Москве, по-моему, 15 процентов), то люди имеют право на компенсацию. Во-первых, люди должны об этом знать. Во-вторых, региональные и местные власти должны обеспечить эту компенсацию.
И вообще нужно посмотреть по уровню этих тарифов. У нас уже была такая ситуация, когда где-то года два или три назад эти тарифы взлетели до небес. Нам пришлось задним числом все возвращать назад и заставить людям выплатить эти деньги, которые были получены неправедным путем.
По сути, президент по пунктам подтвердил то, о чем «СК» пишет из номера в номер.
1. Непрозрачность принимаемых решений. Хотя к принятию новых нормативов людей начали готовить еще весной, но ничего путного по поводу несуществующих услуг на лестничных клетках людям так и не сказали, за исключением: «Не нравятся нормативы – ставьте приборы учета». Привлечение к расчетам нормативов самарской фирмешки с копеечным уставным капиталом, для которой этот «бизнес» даже не является профильным, тоже не добавил реформе прозрачности.
2. Рост квартплаты объясняется монополизацией рынка услуг ЖКХ, как правило, структурами, связанными с руководством регионов и муниципалитетов. И у нас тоже такое ощущение: решения подобного рода выгодны энергомонополистам, а также управляющим компаниям, которым проще разложить потери ресурсов на добросовестных плательщиков, вместо того чтобы работать с задолжниками, чинить текущие трубы или утеплять подъезды. А сменить компанию в Ульяновске практически невозможно: ЖК-сфера в городе поделена на территории, наподобие бандитских. Монополизирована даже сфера расчетов за ЖК-услуги.
3. Региональные и местные власти должны обеспечить компенсацию тем, кто на нее имеет право. Никто пока не подсчитал, сколько тысяч семей в Ульяновской области новые нормативы вытолкнули в разряд нуждающихся в субсидиях. Но, как заявлял депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик, в областной бюджет эти дополнительные затраты не заложены. Путин обещал «посмотреть, что происходит в Ульяновской области». Эта фраза прозвучала как предупреждение. Совпадение это или нет, но реакция последовала довольно быстро. Уже через час после окончания пресс-конференции пресс-служба губернатора опубликовала сообщение: Сергей Морозов обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действие Постановления №354 до 1 июля 2013 года. Обращение прозвучало во время личной встречи премьера с ульяновским губернатором. Даже если Морозов заговорил об этом по своей инициативе, сподвигнутый к тому массовым недовольством граждан, слова Путина стали (или станут) дополнительным стимулом: неужели после всероссийской огласки спустят дело на тормозах? Тогда точно подставят Путина.
Релиз, впрочем, составлен невнятно: с одной стороны, утверждается, что «реальный» рост квартплаты по области уложился в предельный индекс, что нормативы на горячую воду даже снизились, и если это так, то непонятно, чего же граждане так возмущаются. А возмущены они, как сказано в тексте, «ростом платежей на общедомовые нужды, их непрозрачностью». Квартплата искусственно как бы разделяется на реальную и нереальную. Выходит, рост квартплаты за счет строки ОДН Морозов считает «нереальным»? Но ведь людям в платежках выставляют реальные рубли, а не виртуальные.
Морозов указал Медведеву на недостатки Постановления №354: отсутствует четкое определение площади помещений, входящих в состав общедомового имущества; расчет ГВС, ХВС и канализации по нормативу сильно превышает фактический расход; неясно, что такое «общедомовые нужды». Делать однозначно что-то надо, но если премьер просто «подвесит» 354-е постановление, то коммунальная лихорадка в области и в стране продолжится. Проще сделать так, как рекомендует «СК» и как следует из самого документа: там, где в подъездах нет инженерных сетей для подачи услуги, считать норматив по этой услуге равным нулю.
Сергей Гогин