2012 год стал решающим в возрождении авиационной отрасли Ульяновской области.
Впервые бренд «авиационная столица» был презентован на международной выставке в Сочи «Транспорт России-2008». В 2011-м правительство Ульяновской области стало официальным правообладателем товарного знака «Авиационная столица России»: свидетельство на него на русском и английском языках зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 22 ноября.
Но именно заканчивающийся год заложил полноценный фундамент амбициозного проекта. Достаточно сказать, что в 2012-м кластер «Ульяновск-Авиа» первым из российских объединений стал полноправным членом ЕАСР (Европейского партнерства аэрокосмических кластеров), Международный авиатранспортный форум получил статус регулярного, а на «Авиастаре» был подписан крупнейший с советских времен контракт на производство самолетов.

Контракт века
Четвертого октября, в ходе визита в Ульяновск президента Владимира Путина, заключен контракт на покупку Министерством обороны РФ 39 самолетов Ил-76МД-90А. Сумма госзаказа – почти 140 миллиардов рублей – стала беспрецедентной для российского авиапрома.
Подписи под документом, оформления которого ждали несколько месяцев, начиная с выкатки с «Авиастара» летного образца, поставили экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков и президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян. Подписание прошло в рамках совещания о формировании консолидированного государственного заказа на гражданские и транспортные самолеты отечественного производства на период до 2020 года, проведенного Владимиром Путиным.
Совещание прошло сразу же после наблюдения за первым официальным испытательным полетом Ил-76МД-90А. «Этим полетом мы даем жизнь новому Ил-76МД-90А. Это глубоко модернизированный самолет. Нам с заводом предстоит еще много поработать. Это будет тяжелый труд, но он будет на благо Родины», – подчеркнул генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов, присутствовавший на первом полете и первым получивший поздравления от президента.
«Я уверен, этот самолет будет востребован, и его производство повлечет за собой солидный пакет заказов для ЗАО «Авиастар-СП». Поэтому мы пригласили на совещание всех возможных заказчиков. Это самый солидный заказ в российском авиапроме за всю его многолетнюю историю. Ил-76МД-90А – первый новый самолет, который отечественный авиапром произвел за последние 20 лет. Ульяновскому авиастроительному предприятию предстоит большая работа. Я уверен, что контракт будет реализован качественно и в срок. Я дам поручение Министерству финансов и Министерству обороны, чтобы они предоставили все необходимые государственные гарантии предприятию», – заявил Владимир Путин. Более того, президент отметил, что «при оснащении Вооруженных сил и других государственных структур самолетами Россия намерена опираться прежде всего на отечественного производителя, мы должны иметь свой сильный авиапром – это требование и нашей безопасности, и технологического суверенитета».
При этом одним из базовых вопросов глава государства назвал сквозную модернизацию всего авиапрома – как гражданского, так и военного: подготовку специалистов, обновление испытательной и производственной инфраструктуры, развитие всей цепочки сопутствующих производств – элементной базы, перспективных материалов, включая композиты.
Как отметил губернатор Сергей Морозов, «чтобы ощутить истинный масштаб подписанного соглашения, достаточно взглянуть на сегодняшние объемы производства «Авиастара». Сегодня они составляют порядка шести миллиардов рублей, тогда как на производство одного самолета Ил-476 требуется около трех миллиардов. У нас же до 2020 года планируется построить 39 таких самолетов. Первый самолет мы должны будем сдать уже в 2014 году. Все это позволит создать нам более трех тысяч новых рабочих мест. Уже сейчас нам необходимо активизировать работу с выпускниками высших учебных заведений. В настоящее время правительством региона разрабатывается программа по привлечению кадров в авиастроительную отрасль. Кроме того, до 2015 года для работников авиационного завода и членов их семей будет построено до пяти тысяч квартир», – заявил глава региона.

МАТФ-2012: становление традиции
За два дня конгрессной части второго Международного авиатранспортного форума почти тысяча его участников посетила более 20 конференций, провела сотни деловых переговоров, несколько «круглых столов» по самым острым темам отечественного авиапрома. Чтобы оценить важность обсужденных тем, достаточно осознать тему пленарного заседания: «Авиация России и вызовы глобализации».
Открывая авиафорум, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин поздравил всех его участников от «кабинета министров в целом и от военно-промышленной комиссии, в частности». «Мы стоим на пороге подписания крупных контрактов на производство отечественных самолетов, – заверил он. – Страна, протянувшаяся на девять часовых поясов, не имеет права обходиться без собственного авиапрома. Двадцать лет многие не верили в возможность его возрождения, но теперь это факт. Сегодня здесь, в Ульяновске, где вот-вот взмахнет крыльями модернизированный Ил-476, как мы его называем, мы обсудим, как нам построить свою работу, чтобы вытеснить с российских просторов импортные лайнеры. Президент поставил перед нами задачу – поднять нашу промышленность, и эта задача будет решена. Россия была, есть и будет великой индустриальной державой!».
Два дня спустя вице-премьер областного правительства (ныне – помощник губернатора) Вильдан Зиннуров отметил, что, подводя итоги, организаторы подобных масштабных событий обычно берутся подсчитывать сумму заключенных на форуме контрактов. – Мы таких оценок не делаем, – заявил он. – Большого прока от подсчета чужих денег мы не видим. Но мы готовы говорить о том, что получит Ульяновская область.
Итак, в ходе форума было подписано девять соглашений. Важнейшим стало подписание Меморандума о вступлении Консорциума «Ульяновск-Авиа» в «Европейское партнерство авиационных кластеров» (ЕАСР), который был утвержден всеми членами ЕАСР 13 сентября на авиасалоне ИЛА Берлин.
Еще одно глобальное соглашение – договоренность с компанией «FL Technics Ulyanovsk» (дочерняя организация международной группы «Avia Solutions Group») о начале строительства центра по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов размерностью до 220 кресел на базе ПОЭЗ. Это принесет региону около 800 миллионов рублей инвестиций и 400 новых рабочих мест.
Еще порядка 450 миллионов даст экономике области создание Центра технического обслуживания и производства авионики для иностранных и российских воздушных судов. Соглашение об этом заключено между правительством региона и концерном «Авиаприборостроение».
В числе особо значимых Вильдан Зиннуров также отметил соглашения между правительством и ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и УВАУ ГА, ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и компанией «Волга-Днепр». Последний документ предполагает значительное, десятикратное увеличение количества заправляемой на территории региона авиационной техники и, как следствие, рост налоговых поступлений в региональный бюджет.
Еще одно соглашение – между правительством и концерном «Моринформсистема-Агат» – предполагает возрождение ОАО «Комета», заверил Вильдан Зиннуров. Детали этой сделки пока не раскрываются, однако уже известно, что предприятие будет включено в кооперацию по авиационной тематике.
Георгий Кузнецов