Чем запомнится нам уходящий год, если говорить о деяниях властей? Все можно описать одной фразой – перекладыванием проблемы всё менее и менее работающих институтов на простой народ. Что будет в следующем году? Будет только хуже.

Это проявлялось во всем – и в наглой распродаже родной природы, и в астрономических платежках за услуги ЖКХ, и в окончательном загнивании даже намеков на общественные лифты, и в том, что некоторые областные чиновники умудрились довороваться до того, что на них обратили внимание правоохранительные органы.

Но страшно даже не это, а то, что этот процесс полураспада наши власти стали шлифовать совершенно фееричной риторикой. Программы многих «И», не сходящие с уст губернатора, бесконечные кластеры, инновационные центры и прочее. Как можно воспринимать это простому народу? Только как циничную издевку.

Для трезвости оценки снимем часть полноты вины с местных властей. Основной вектор задаётся федеральной властью, а мы, Ульяновская область, вынуждены слепо ему следовать. Пространства для маневра у нас нет, как дотационный регион мы не можем диктовать условия. И, как следствие, вынуждены играть с федералами в навязываемые ими игры. Но эти игры в большинстве случаев явно отдают ненормальностью.

Причина этого проста – отсутствие сколь-либо внятной единой политики. Каждый тащит одеяло на себя. Итог плачевен – настолько бездарного политического сезона как вторая половина уходящего года не было давным-давно.

Это период неизгладимых противоречий. С одной стороны власть стала ощущать, что её несокрушимый монолит всё-таки зыбок, а с другой стороны – впала в растерянность. Что делать с появившейся внезапно обратной связью власть попросту не знает. Было принято соломоново решение. С одной стороны усилились сигналы «открытости», «прозрачности» и «диалога с общественностью», а с другой стороны началось привычное затягивание гаек.

Лицемерная стратегия дала свой результат – среди активной части населения политика властей потеряла остатки легитимности. Ритуальные общественные советы, экспертные сборища и всякие дискуссионные клубы не спасли ситуацию. Всякому разумному человеку природа этих искусственных провластных институтов ясна и противна.

Реальных экспертов у власти точно не прибавилось. Те, кто обладают настоящей экспертизой, власти в принципе не нужны, так как знание приносит позицию, а позиция – понимание важности отстаивания собственного мнения. Но дело не только в этом – реальной экспертизы власть попросту боится. Ведь если некоторый орган власти нуждается в реальной и постоянной экспертизе, то это повод усомниться в его компетентности.

В итоге всё в очередной раз обернулось очередным нерабочими ритуальными институтами, которые тут же прибрали к своим рукам очередные кланы бюджетных пиявок. Дополненная новомодной риторикой, ситуация окончательно выпала из зоны нормальность и адекватности. Был создан очередной миф, в который не верит никто, но который доносится на своем мета языке до каждого.

Когнитивный диссонанс усилился до недопустимых с точки зрения устойчивости системы пределов. Сейчас практически все институты власти пребывают в состоянии именно такого диссонанса. Это – тупик, выход из которого в очередной раз стали искать в новой мифологии, а расплачиваться за вопиющую неэффективность назначали народ.

Что ждать в следующем году? Ничего хорошо ждать не приходится. Процесс будет продолжаться – неэффективность политики и неработоспособность институтов власти будет дальше перекладываться на народ под соусом очередного мифологического бреда. Ещё больше вырастут тарифы на ЖКХ, на жителей переложат затраты на капитальный ремонт домов, здравоохранение станет окончательно платным, без сомнений придумают что-нибудь и с окончательным переводом школ и детских садов на коммерческие рельсы.

Наверняка вспомнят и о пенсионерах. Первый звонок уже прозвенел – с нового года отчисления в пенсионный для предпринимателей поднялись в три раза, достигнув невменяемых сумм. Сомнений нет, это только начало.

Итог ясен уже сейчас – альтернативные государственным институты работают эффективней и оказываются дешевле. Но обдирает-то нас именно власть!

Не забудут и о продолжении затягивания гаек. Этот процесс – не попытка подавить оппозиционные настроения, не способ установления стремительно теряемого контроля над обществом, а желание заглушить обратную связь в первую очередь для самой власти. Желание продлить период мнимого спокойствия, продолжать тихо шуршать «по своим темам».

А что стоит ждать от региональных властей? К гадалке ходить не надо. Достаточно посмотреть список федеральных целевых программ на будущий год.

Внешняя политика Ульяновской области проста – затащить хоть какие-то деньги в регион. Для этого приходится по сто раз перетряхивать всю ту же потертую колоду советского наследства, объединяя «карты» в блоки с применением актуальной риторики. В ходу кластеры? Хорошо, вот вам кластеры. В моде инновации? Ок, вот вам центр инноваций. Нанотехнологии? И такой кластер у нас есть!

В следующем году, судя по всему, в моде будет культура, космос, ядерная энергетика, станкостроение и ГЛОНАСС. А это значит, что у нас, как минимум, начнётся разворачивание сети референтных станций для ГЛОНАСС, с большой долей вероятности появится что-то наподобие станкостроительного кластера, а аэропорт “Восточный” вполне возможно начнут позиционировать как полноценный космодром.

С культурой и ядерной энергетикой уже определились – «музей СССР как творческий кластер» и ядерный кластер в Димитровграде.

Всё это было бы несколько смешно, если бы от полного отсутствия какой-либо внятной единой политики не было бы грустно. Столь чудовищное разбазаривание ресурсов во все стороны настолько явно и однозначно неэффективно, что волосы на голове встают дыбом. Понятно, что при таком раскладе ждать, что в бюджете останутся неразворованные деньги на дороги, ЖКХ, пенсии, образование и т.д., не приходится. О выживании народу предлагается заботиться самостоятельно.

С внутренней политикой в области ещё проще. Целевые индикаторы – количество перерезанных ленточек, проведенных круглых столов и ознакомительных поездок, однозначно, будут отличными. Вырастут по сравнению с прошлым периодом на 110, а то и на 150 процентов!

Перед выборами в ЗСО в очередной раз будет найден компромисс с «другими группами элит». Проще говоря, конкурирующим кланам в очередной раз дадут денег или другие ресурсы. На этом всё.

Но насколько хватит этой инерции жизни вне политики, вне внятных смыслов, вне, по сути, реального государства? Отделение власти от народа уже произошло окончательно, пропасть уже давно непреодолима. Сейчас народ – вассал власти. Хватит ли у сторон терпения поддерживать статус кво?