Предпраздничный бум в ульяновских магазинах в самом разгаре. За неделю до Нового года торговый сектор получает чуть ли не полугодовую прибыль. Экономику праздника попытались понять корреспонденты «УП».
Объективно оценить предпраздничный торговый бум с экономической точки зрения будет непросто любому эксперту – в Ульяновске в этой сфере крутится денег, вполне возможно, столько же, сколько в месячном бюджете небольшого европейского городка, и уж точно эти суммы преодолевают все границы здравого смысла. Так, согласно исследованию одного из крупных банков, траты на новогодние покупки в сегменте среднего класса в этом году вырастут не менее чем на 11 процентов. Средняя сумма, которую потратят россияне на подготовку к празднику – покупку продуктов, подарки, развлечения, – составит 21 тысячу рублей. В итоге даже если в предновогоднюю корзину горожанина попадают товары невысокого качества – а так и будет, если решишь купить все необходимое в последний момент, – сумма, которая останется в кассе магазина, способна проделать прореху в бюджете средней ульяновской семьи.
Заторы на съездах к гипермаркетам – лишь невинная прелюдия по сравнению с тем, что творится внутри крупных магазинов. Горожане набирают огромные тележки алкоголя, продуктов, подарков – таким образом, обслуживание одного покупателя на кассе занимает 5-6 минут как минимум, что, соответственно, увеличивает время ожидания в очереди. Среднюю стоимость предновогодней закупки определить сложно, потому что многие горожане делают покупки в несколько заходов.
– Здесь я купила только самые дорогие продукты к празднику – мясо и нарезки, колбасы, свежезамороженную рыбу, – рассказывает посетительница одного из гипермаркетов в Засвияжье Ирина, – все остальное смогу приобрести рядом с домом, в небольшом супермаркете. Но мясо там не покупаю – выбора нет, да и дорого.
Еще сложнее в алкогольном отделе: востребованных из-за соотношения цены и качества напитков остается все меньше.
– Я покупал здесь отличное итальянское вино по цене 280 рублей за бутылку – сегодня оно закончилось. В этой ценовой категории остались только чилийские и отечественные вина, но они, на мой взгляд, хуже, – посетовал симбирянин Александр.
Что касается ценовой политики торговых сетей, то бизнесу сейчас выгоднее следовать политике больших объемов продаж, а не высоких цен. Ретейлеры устраивают скидочные акции, чтобы привлечь покупателей, а большую прибыль делают за счет возрастающего объема продаж.
Но цены не стоят на месте – они растут, но, скорее, на фоне инфляции, чем предпраздничного ажиотажа. За весь 2012 год потребительские цены, по данным Росстата, выросли на 6,1 процента. Но больше всего, по данным того же Росстата, на 2,1 процента – в первые дни предновогоднего ажиотажа выросли цены на яйца. То, что резко подорожали именно яйца, заметили многие. Эксперты считают, что причина резкого скачка цен – в незаменимости этого продукта в новогоднем меню: без яиц не приготовить даже главное новогоднее блюдо – салат оливье!