Росстат подвел итоги социально-экономического развития Ульяновской области за 10 месяцев минувшего года. Согласно им, Ульяновская область с каждым годом теряет за счет миграции все больше и больше населения.

Мы свели данные по миграции за последние шесть лет в одну таблицу.

число выбывших число прибывших
2006 15221 11656
2007 16287 15553
2008 15024 14383
2009 11828 11416
2010 13031 10299
2011 22930 20148
2012 25054 22036
В этой таблице данные за предыдущие годы приведены за 11 месяцев, а за 2012 – за 10. Тем не менее, это уже позволяет делать вполне конкретные выводы. Так, несложно заметить, что с каждым годом разница между числом убывших и прибывших растет. Последние три года только за счёт официальной миграции область теряет приблизительно 3000 человек ежегодно. При этом отрицательная динамика прогрессирует.

Напомним, что статистика учитывает только тех мигрантов, которые снимаются или ставятся на регистрационный учет. Значительная часть уезжающих в другие регионы не спешит расставаться с ульяновской пропиской и поэтому не попадает в поле зрения официальной статистики. Проводившиеся не столь давно социологические исследования позволяют оценить неучтенную ежегодную убыль дополнительно в 2000-3000 человек.

В этой связи хочется вспомнить, что по итогам 10 месяцев уходящего года Ульяновская область стала общероссийским лидером по динамике снижения числа умерших. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года снижение составило 6,7 процента или 1080 человек. Это, а вовсе не рождаемость, самый толковый индикатор для оценки реальной убыли населения за счет вымирания и миграции. Причина проста – чудес в обеспечении качественной медициной и нормальными условиями жизни в области за последние годы явно не произошло. Откуда же столь значительное снижение числа умерших? Анализ статистики по заболеваниям, убийствам, ДТП и самоубийствам показал, что адекватных спаду улучшений в этих направлениях не произошло. Значит, попросту стало меньше тех, кто умирает, то есть коренного населения.

Тут стоит отметить рост абсолютного числа выбывших по сравнению с предыдущими годами. По итогам года наверняка это число приблизится к 30 тысячам человек, что практически в два раза больше, чем в 2006 году. Динамика наводит на простой вывод – из области бегут ускоренными темпами, причем как “официально”, снимаясь с регистрационного учета и попадая в официальные отчеты, так и “неофициально”, сохраняя за собой ульяновскую прописку. Эти “партизаны”, кстати, чаще всего своих детей также регистрируют в Ульяновске. Это, наряду с “брачным возрастом” детей советского пика рождаемости 1985-1987 годов и с ростом количество мигрантов из традиционно многодетных стран, одна из причин того, что рождаемость у нас в области не падает и даже слегка растет.

Возникает логичный вопрос – а как же прибывшие? Ведь практически теми же темпами растет количество прибывших в регион? Ответ на этот вопрос находится при анализе того, откуда в область прибывают мигранты. Основной рост приходится на миграцию международную, в первую очередь из стран СНГ. Значительная часть подобных мигрантов не спешит вставать на регистрационный учет и делает это лишь по принуждению со стороны надзорных органов. А органы эти у нас, как известно, работают по плану. Этот план в значительной степени и отражается статистикой прибывших. Утрированно ситуацию можно описать так: из области уезжает всё больше и больше коренного населения, на смену которому прибывают мигранты из других регионов и (наибольшая динамика прироста) стран СНГ, значительную часть которых ставят на учет планово, по разнарядке.

Теперь сведем все данные воедино. Картина вырисовывается не очень приятная. По самым скромным оценкам, в последние годы область ежегодно покидает не менее 25 тысяч человек коренного населения, т.е. почти 2 процента.