Чтобы наладить сбыт продукции, мелким сельхозпроизводителям придётся объединиться
В Ульяновске обсудили проблемы продвижения продукции, произведенной малыми формами хозяйствования. По мнению экспертов, лучше всего справиться с ними помогло бы развитие сельхозкооперации. Тем более что в регионе уже есть примеры успешной работы кооперативов по сбору и переработке молока. Осталось убедить аграриев начать сотрудничать друг с другом и в других сферах.
На долю так называемых малых форм хозяйствования, к которым относятся граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и сельскохозяйственные потребительские кооперативами (СХПК), в Ульяновской области приходится значительная часть объема производства продукции: 63% молока, 47% мяса скота и птицы, 73% овощей, 90% картофеля. Однако ни для кого не секрет, что при ее реализации мелкие сельхозпроизводители часто сталкиваются с трудностями. Далеко не все одинаково хорошо разбираются в том, как произвести продукцию, и в тонкостях маркетинга: как и кому ее лучше продать. В итоге наживаются на сельских жителях перекупщики.
Общую для всех проблему лучше решать сообща, уверены эксперты:
– Нужно учиться работать в кооперации, – отмечает Вячеслав Варганов, председатель совета регионального отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). – Мы должны найти формы и методы, которые привлекут фермеров и других участников кооперативного движения к сотрудничеству.
Между тем примеры успешной кооперации в регионе уже есть. Так, благодаря реализации областной целевой программы по развитию малых форм хозяйствования на селе за последние три года в Ульяновской области был создан 41 потребительский кооператив по сбору и переработке молока. В настоящее время 68% молока, реализуемого ЛПХ, закупается кооперативами.
– Шесть кооперативов из Инзенского, Базарносызганского, Барышского, Чердаклинского, Цильнинского и Мелекесского районов занимаются не только сбором, но и переработкой молока на приобретенных с областной поддержкой мини-модульных молочных заводах, выпуская практически весь спектр молочной продукции под единым брендом «Симбирская деревенька», – рассказывает министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин.
В общей сложности кооперативами перерабатывается 36% собранного молока. Основная часть готовой молочной продукции поставляется в районные учреждения бюджетной сферы: в садики, школы и больницы. Остальное продается в торговых точках, на рынках и ярмарках.
Но если с молоком все более или менее наладилось, то с продвижением других видов продукции сельхозкооперативов дела обстоят не так хорошо.
– Я сейчас закупаю яблоки в Испании, – говорит генеральный директор ООО «ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС» Олег Лебеденко. – Нашего покупателя, наверное, больше бы устроили яблоки, выращенные где-нибудь в Барыше (пусть не такие красивые, но зато «правильные», без химикатов), но у меня здесь не выстроены отношения с садовыми хозяйствами.
А ведь те же яблоки или, скажем, грибы можно покупать и у владельцев личных подсобных хозяйств, но работать с каждым из них поодиночке торговым сетям неудобно, с кооперативами – уже проще.
– Форм организации кооперации на селе безумное количество, – продолжает Лебеденко. – Я недавно ездил в Димитровград. Там по дороге есть населенный пункт, где веники продают. Моя сеть может реализовывать 20-30 тыс. веников. Я их по сто рублей куплю, по сто пятьдесят продам. Что мешает рабочие места организовать на деревне?
Отчасти причина в том, что в регионе никто не занимается системной популяризацией кооперативного движения, считает председатель совета Ульяновского облпотребсоюза Константин Инешин. По его мнению, кооперацию нужно больше рекламировать, особенно молодежи. Однако стоит иметь в виду, что кроме очевидных плюсов у кооперации есть и свои «подводные камни»:
– Дело в том, что первые два-три года кооперативы могут быть убыточны, поскольку появятся штат, который нужно содержать, и инфраструктура, которую нужно развивать, – замечает Вячеслав Варганов. – Но в развитии эта форма дает и прибыль, и больше возможностей для развития фермерского хозяйства.
Помочь пережить этот «переходный период» может государственная поддержка. Программа по развитию малых форм хозяйствования на селе завершила свое действие в 2012 году, однако в региональном минсельхозе обещают, что в ближайшее время будет разработана ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области на 2013-2015 годы. Предполагается, что в рамках действия этой новой программы сельхозкооперативы получат субсидии в размере 30% стоимости оборудования и автотранспортных средств, необходимых для сбора и переработки сельскохозяйственной продукции. Также они смогут претендовать на гранты, которые можно будет использовать для создания и укрепления материально-технической базы. Кроме этого, будет продолжено субсидирование молока, произведенного в личных подсобных хозяйствах – членах сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Еще одно предложение – включить в программу субсидирование затраты потребительских кооперативов в размере до 30% на строительство кооперативных рынков, приобретение специализированного автотранспорта и модернизацию производственного оборудования, приобретение дизельных генераторов, компенсацию процентных ставок по целевым кредитам, взятым на осуществление заготовительной деятельности.
Алёна Дамбаева