Вчера ульяновские школьники вышли на учебу. Считается, что они отбыли каникулы. Но десять дней они не учились не потому, что после второй четверти им предоставили отдых, а потому, что их некому было учить – старшие не работали, пьянствуя то в честь Нового года, то в честь Рождества.
А где законные каникулы?
Эти мысли пришли мне в голову, когда я узнал, что в Ростовской, например, области школьные новогодние каникулы продлятся до 14 января. Сначала я подумал: чего это они? А потом сообразил, что у ростовчан все по закону. По 9 января не школьные каникулы, а всеобщие выходные, и дети в эти дни все равно сидели бы по домам так же, как они сидят, скажем, на майские праздники. Но выходные в мае каникулами никто не считает и не называет, это просто красные дни календаря. Для всех.
Каникулы же – часть учебного процесса, выделяемая как дни между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями, предназначенные для отдыха детей от уроков. Не вместе с пьяными родителями (чтобы не пить в эту безумную десятидневку, когда на улице зима и делать абсолютно нечего, родителям надо быть железными), а независимо от их рабочего календаря.
Эти вещи, школьные каникулы и рабочий график взрослых, – вещи вообще не смешиваемые. И неспроста. Кроме отдыха, учителя задают школьникам на время каникул чтение каких-то произведений литературы в рамках учебной программы, решение примеров и задач и так далее. Это тот же учебный процесс, только вне школы. Но о каком чтении произведений или решении задач может идти речь, когда страна в массовом загуле, когда старшие, пребывая в пьяном чаду, не могут детям ничего ни подсказать, ни посоветовать, когда ночи напролет народ не спит, расстреливая небо китайскими петардами и фейерверками. И это полубредовое состояние передается и детворе, и учителя не должны удивляться, если школьники выходят с так называемых каникул, не прочитав и не решив того, что им задали. Негде им было это делать.
То есть совмещением школьных каникул с нерабочими днями в стране ульяновские власти нарушили, скорее всего, законодательство об образовании и ход учебного процесса и обрекли детей на возвращение к урокам полностью выбитыми из колеи. После таких каникул им потребуется неделя только на то, чтобы прийти в спокойное состояние. И это если еще не брать во внимание, что часть настоящих каникул у них попросту украли. Не думаю, что в Ростове что-то перепутали и транжирят учебные дни, и, напротив, думаю, что дело тут в ульяновском чиновничестве, которое не понимает самого термина «школьные каникулы». Да и во всем прочем, похоже, слабо разбирается.
Андрей Семенов