Андрей Колесников
Изборский клуб фактически начал работу над выработкой новой русской идеи
Их адрес — не дом и не улица. Их адрес — Советский Союз. И ладно бы речь шла о бытовой ностальгии по СССР, то есть детству-отрочеству-юности, первому обжигающему глотку портвейна под кодовым названием «Пот, кровь и слезы товарища Альваро Куньяла» и песне со словами «…не повторяется такое никогда». Речь идет, как сформулировал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, о «точке сборки новой государственной идеологии». На своем заседании в Ульяновске Изборский клуб, собравший персонажей, традиционно именуемых национал-патриотами и очевидным образом поддерживаемых со Старой площади, — фактически начал работу над выработкой новой русской идеи.
Смысл ее, если забыть о «противостоянии доктрине глобального либерализма», прост: соединение «белой идеи» (национализм) с «красной» (Сталин). По словам того же губернатора, выполняющего роль классического пробного шара, — «примирение исторических эпох и синтез того лучшего, что в них было». В этой логике действительно можно примирить непримиримое. Например, переименовать Ульяновск в Симбирск, а Волгоград — в Сталинград. А на базе музея Ленина реализовать идею, подхваченную Александром Прохановым и Александром Дугиным, знаковыми фигурами «залитованного» с самого верха одновременно имперского и националистического движения, — создать музей СССР.
К слову, ничего дурного в этом нет. Историю свою надо знать. Разгадывать загадку советской цивилизации — тоже интересно. Дьявол, естественно, в интерпретации: советская идея объединяется с русской идеей. В этой логике понятно, почему Владимир Путин в конце прошлого года, встречаясь со своими доверенными лицами, сообщил, что мавзолей Ленина продолжает традиции мировых религий, почитающих мощи святых. И эволюция от возвращения в 2001 году советского гимна («Допускаю, что мы с народом ошибаемся…») к соединению забальзамированного тела вождя с православной традицией и идеей создания Евразийского союза кажется абсолютно естественной.
Ровно об этом на заседании Изборского клуба говорил Дугин: «Идея соотнести Евразийский союз и Советский Союз — очень хорошая». Ровно эту генеральную линию поддерживал философ Виталий Аверьянов: «…миссия Ленина в нашей стране и мировой истории состояла не столько в том, чтобы осуществить социалистическую революцию, а в том, чтобы вывести Россию из неравной конкуренции с другими мировыми центрами силы».
Новость в том, что российская государственная идеология, «возрождаясь», переживает своеобразную повторную агонию после смерти коммунизма. И агонизируя, припадает к истокам, «себя под Лениным чистя». И формулируют эту идеологию для высшей государственной власти люди, считавшиеся маргиналами, но прикормленные госпропагандой и командой Владислава Суркова еще несколько лет назад. Нынешние более прямолинейные манипуляторы, судя по всему, просто разместили заказ на «инициативу» Изборского клуба (при поддержке губернатора) — отметить сначала 100-летие СССР, а затем Октябрьской революции вполне себе официальным образом.
Другого идеологического оружия у нашей власти не осталось. Приходится пить волшебный алхимический бальзам профессора Збарского, колдовавшего над телом вождя.