Начинающему актеру Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Александру Лебедеву 23 года. В труппу коллектива после окончания университета он попал только в начале нынешнего сезона,
однако на его счету уже две главные роли в недавних премьерных постановках. Александр вообще человек творчески разносторонний – не только играет на сцене, но и поет, пишет сценарии и даже занимается режиссурой. Именно ему на этот раз досталась стипендия имени Бориса Александрова, которую Лебедев разделил с актрисой Анной Дулебовой.
– С 18 лет занимался в театральной студии «Драм» у Бориса Владимировича Александрова, который и посоветовал мне поступать на актерское отделение в Ульяновский государственный университет, – рассказывает Александр. – Хотя я уже задумывался об этом сам, до его слов уверенности в выборе профессии у меня не было. В результате поступил на курс, художественным руководителем которого являлась Кларина Ивановна Шадько.
– Помнишь, как первый раз пришел в студию?
– В «Драм» меня пригласила знакомая. В тот день я опоздал и долго не осмеливался зайти внутрь, ожидая перерыва. А там ребята шумели, разговаривали… Я уже был готов развернуться восвояси, но потом пересилил свое волнение, вошел, и мне все ужасно понравилось. Там я открыл в себе много интересного и нашел группу единомышленников. До этого никогда не участвовал в драматических постановках – только исполнял эстрадные песни в студии «Созвездие» у Ольги Беляевой. Но в «Драме» произошел перелом – я понял, что нашел то, чему хотел бы посвятить всю свою жизнь, как бы пафосно это ни прозвучало. Конечно, прежде мне нравилось петь на сцене, но сама современная эстрада никогда не привлекала меня, потому что, по-моему, это пошлая развлекаловка. Это было не мое. И, в итоге, мне пришлось сделать свой выбор. Потому что театру нужно отдавать себя целиком, как это сделали мои старшие коллеги и учителя – Копылов, Шадько, Александров, Самсонова, Дуров и другие…
– Чем запомнилась учеба на актерском?
– То, что сделали для нас наши педагоги, неоценимо. Мы поставили три дипломных спектакля и еще два самостоятельных, я поучаствовал в международном российско-французском проекте, который реализовала режиссер Жудит Деполь. Снялся в кино «901-й километр»… Вообще, я старался учиться в Ульяновске и никогда не стремился поступать в Москву. Убежден, что учиться можно везде, если ты серьезно настроен на познание себя и театра. Учат вообще везде одинаково. Я был на Международном фестивале школ «Территория»
в Казани и на Международном конкурсе чтецов имени Чехова в Москве, – видел, что студенты-театралы со всего СНГ, в сущности, ничем не отличаются друг от друга. И хотя в столице мне не удалось занять призового места, я остался доволен, потому что ездил не за этим. Хотел убедиться, что наша театральная школа ничем не хуже. Главное – уметь впитывать знания, а потом, на площадке, уметь их отдавать. Точить мастерство можно и нужно везде, причем постоянно. Чтобы не закостенеть и не уснуть.
– Ты пришел в театр недавно, но уже сыграл несколько заметных ролей. В недавнем спектакле «Месяц в деревне» вокруг твоего героя, фактически, закручивается все действие…
– Еще был Тарталья в «Турандот» – маска… Когда Сергей Анатольевич Морозов приехал ставить «Месяц в деревне», поначалу я очень переживал. Думал, что мне дадут сыграть… мальчика Колю! Но мне предложили роль Беляева,что меня очень обрадовало. Можно сказать, что так я еще не радовался никогда в жизни. Мой Беляев внутренне свободен, раскован в хорошем смысле этого слова. Однако он сталкивается со средой, в которой не принято выражать себя открыто, упасть в овраг или залезть на дерево, если ты этого хочешь. Но мой герой – еще и глубоко порядочный человек. При всей свободе он не может кого-то ударить или совершить подлость. Это очень совпадает с какими-то моими собственными обстоятельствами. И я очень благодарен Сергею Анатольевичу и Людмиле
Владимировне Бояриновой, его жене, – это настоящие профессионалы, которые всем нам очень помогли. Спасибо Наталье Александровне Никоноровой за ее заботу. Потому что актеру без работы тяжело – в этом случае можно просто «стухнуть». Кто-то смиряется, а я очень люблю работать. Хотя, вернее будет сказать, «служить». И, хотя этого слова я внутренне пока не понимаю, я вижу, что оно вполне относится к моим старшим коллегам. Это не так, как в армии, хотя фактор самовоспитания и дисциплины в театре тоже очень важен. В церкви вот тоже «служат».
– Чем интересуешься по жизни?
– Всем помаленьку интересовался, и в футбол играл. А еще у меня есть рабочее образование – я слесарь третьего разряда. Получил его в ПУ №31. Просто в десятый класс школы меня не взяли, потому что я злостно прогуливал. Еще год проучился на юриста, но бросил. Когда поступал на актерский, родители ничего не знали. Конечно, все удивились, потому что к тому времени все вокруг говорили мне: иди в армию или на завод… Долго искал себя, потому что не знал про театр. Есть такое понятие – дворовая компания, когда в юности ты с друзьями как бы все делаешь вместе. Однако когда я пришел в театр, то сразу откололся, пошел другим путем. И началась иная жизнь. Пусть мои друзья по-прежнему думают, что театр – это легко. Пускай кто-то даже смеется – мне все равно! Самое главное – получать удовольствие от любимого дела.
– Значит, в семье у тебя творчество не культивировалось?
– Вообще-то, мама с папой познакомились в музыкальной группе. Мама и бабушка – воспитатели дошкольного образования. Думаю, что это тоже твоческая профессия. А вот отец – рабочий. Вообще, практически вся семья рабочая, один я такой – «без рук».
– Ты много говоришь про саморазвитие, самовоспитание.
– Актер должен читать книги. Мемуары. Литературу по мастерству. Классиков. И мой любимый писатель – Мережковский. Я прочитал его целиком. Моя мечта – сыграть не Ромео и не Гамлета – Александра Первого в пьесе «Павел Первый», которая шла когда-то на нашей сцене.
– Мережковский весь проникнут религией.
– У каждого из нас – свои внутренние основания. Кто-то верит в деньги, кто-то – в Будду. А у Мережковского тема Бога раскрыта гениально. Как я упивался этим текстом! Зачем думать о том, веришь ты или нет?! Это в тебя попало, и все, как ни открещивайся.
– Вижу, что в творческом плане ты сейчас берешься за самые разные вещи. Киношкола и съемка короткометражки как будто бы о втором пришествии Христа, постановка антинаркотического спектакля на сцене театра.
– Мой фильм «Сын. Человеческий» некоторые назвали морализаторством, но я так не считаю. Мне просто показалось, что эта идея нова: даже если будет второе пришествие, все равно никто в него не поверит. Когда снимал, двигался по наитию. Но в моем фильме нет Иисуса – есть просто похожий человек, которого не приняли. Сегодня, к сожалению, в людях превалирует животное чувство, а воспитание и желание понять другого человека уходят. Грустное сейчас время, по-моему. Я же общаюсь, вижу людей, заглядываю в них.
Пьесу против наркотиков я уже написал. Человек не может остановить мысль, если его что-то тревожит или волнует. Так и я – иногда пишу в обед или даже ночами. На курсе уже ставил спектакль о Саше Черном – он назывался «С.Ч.» и тогда взял Гран-при студенческого конкурса «Надежда». Новая работа тоже будет о человеке. Мне хотелось показать наркомана, которому можно посочувствовать. Я к наркомании отношусь плохо: ничего не пробовал и пробовать не хочу. Однако прямые запреты обычно имеют обратный эффект. Поэтому пытаюсь разобраться в причинах. Или человек болен, или от чего-то бежит, или он изранен?! Наркомания – это жажда. И она что-то заменяет в жизни человека, а в итоге заменяет все, даже саму жизнь!
– Тебе присудили стипендию имени Александрова…
– Это большая честь и ответственность для меня. Если нас с Анной Дулебовой поощрили, значит, мы идем правильным путем. Борис Владимирович умело провоцировал людей на творчество. Глыба, а не человек был – до конца его не понять. Борис Александров, Клара Шадько -это же классика! С них надо брать пример. Борис Владимирович – человек, на которого хочется быть похожим…
Александр Филатов