Российский актер Юрий Васильев представил в Ульяновске свой первый режиссерский фильм, вышедший в прокат спустя два года после съемок.

«Продавец игрушек», по определению самого режиссера, новогодняя, рождественская сказка, основанная на реальных событиях.

Перед Ришаром на коленях

По словам Васильева, автор романа «Продавец игрушек» Виктор Добросоцкий писал его, исходя из собственных наблюдений. Однажды под Курском он встретился со странной парой: мать и сын лет тридцати. Они гуляли, словно «графья», и оказалось, что это потомки дворянского рода Барятинских, и по бывшей усадьбе они разгуливали с видом хозяев. Добросоцкий спросил невзначай, кем работает молодой человек. Тот ответил: «Продавцом в универсаме», и после тех слов спесь с него спала… Другой момент, тоже взятый из жизни, – умение мечтать. Приятель Добросоцкого с удивлением рассказывал писателю о том, что его взрослая дочь, тоже примерно лет тридцати, с упорством твердила, что выйдет замуж только за принца. Поехав в Германию по работе, она встретила там своего принца, вышла за него замуж. «Я ничего не понимаю в этой жизни, – сказал тот друг, – но их дети теперь учатся в школе для принцев и принцесс». Если человек твердо верит в свою мечту, вся вселенная начинает ему помогать, считает Юрий Васильев.

– Сейчас отношение к российскому кино странное, – сказал он. – Все говорят, что его нужно продвигать, но на самом деле экраны заполонили американские фильмы. Россию представляют грязной, со злыми людьми, поэтому нам хотелось снять добрый фильм, показать то, что всегда было присуще нашему народу даже в тяжелые моменты. В нашем кино есть история, любовь, патриотизм. И я был в поиске некоего положительного героя.

Для съемок пригласили французского актера Пьера Ришара. По словам режиссера, он очень переживал, что придется говорить этому блестящему актеру, как ему играть. Но звезда европейского кино совсем не «звездилась»: Ришар делил вагон-гримерку с другим актером, Шамилем Хаматовым, обедал вместе с группой и выполнял все требования режиссера. При съемке мелодрамы не обошлось без комических моментов. Оказалось, что костюм, сшитый для Ришара, маловат, а в магазин до съемок не успевали, и Ришар предложил прийти на съемки в собственном костюме. Тогда художники заявили: пусть заодно прихватит джинсы и рубашку. Другой бы оскорбился, но Васильев вздохнул с облегчением, когда на следующий день актер привез свою одежду. Но тут оказалось, что ему дали старый текст. «Юрий, я не могу сниматься!» – воскликнул Ришар.

– Я упал на колени и сказал: «Это не Чехов и не Достоевский, давайте импровизировать!». Он удивился, потому что во Франции актеры серьезно готовятся к съемкам, но согласился. И вот он импровизировал, а самое забавное – Шамиль не знает французского, и он просто ждал пауз, чтобы произнести выученные им пять фраз. Ришар тогда сказал, что впервые был в ситуации, когда он не знал текста, а его партнер – языка.

При этом, по европейским меркам, он взял с нас буквально копейки, а он очень дорогой актер.

Ради жизни одной девочки

Любители кино назовут немного фильмов с участием Васильева. Сам он объясняет это тем, что отказывался от ролей ради работы в театре.

Как преподаватель ГИТИСа и руководитель театра он переживает, что у молодых актеров отношение другое: важно быть при театре, но играть в сериалах, зарабатывая деньги и не задумываясь о творческой биографии.

– Правда, я вижу, что и сериалы сейчас стали делать хорошие – «Ликвидация», «Жуков», я недавно сыграл роль министра иностранных дел СССР Дмитрия Шепилова, незаслуженно забытой исторической личности. Мой герой говорит в финале гениальные слова о том, что именно интеллигенты должны быть у власти: «Тогда останется меньше места для «этих». Сам я был депутатом недолго и быстро понял, что мне во власти не место.

Юрий Васильев напомнил публике кинотеатра «Художественный», что работает в театре сатиры и застал его «золотой век», когда играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов, Вера Васильева и Евгения Симонова, а руководил труппой Валентин Плучек: «Когда ушли из жизни Миронов и Папанов, театр сатиры для меня умер». Тем не менее он играет там до сих пор, а также создал свой театр. Первым спектаклем в нем и стал «Продавец игрушек». А примерно год назад Васильев удивил всех тем, что получил разрешение бразильского писателя Паоло Коэльо на постановку спектакля по его роману-притче «Вероника решает умереть».

– В то время было много суицидов, и я хотел показать эту историю, которая вовсе не про смерть, а про жизнь, про то, что дорога каждая минута. Сейчас многие говорят, что зрители – дураки, но я считаю, что зритель в России – думающий и понимающий. Только мы ставим его в обстоятельства, где нужно думать или нет. Я считаю, что если в произведении есть мысль, она всегда будет понята. Например, в нашей «Веронике» совсем нет экшена, но есть длинные диалоги, и публика сидит два часа пятьдесят минут и слушает изумительный текст Коэльо. И когда я получил записку от девочки, которая призналась, что полгода жила с желанием умереть, а после спектакля поняла, что будет жить, я понял: даже ради нее одной стоило эту вещь поставить… Русское кино всегда было личностным, очень человечным, диалоги были длинными, и их слушали. Мне говорят, что все должно происходить быстро, что постоянно что-то должно происходить, и поэтому в фильме мне приходилось некоторые вещи отстаивать.

Я не люблю «мультяшку» и компьютерные вещи в кино, даже классно сделанные, они никогда не заменят людей, я это вижу, когда смотрю, например, «Войну и мир» Бондарчука. В фильме должны быть мысль, судьба и люди, а мы сегодня отказываемся от книг, разучились писать письма и вкладываем только в эффекты. Старое кино было иллюзией, мечтой, о которой мы грезили, и это нужно вернуть.

В ближайших планах Юрия Васильева – постановка спектакля по рассказу Чехова «Цветы запоздалые».

Анна Школьная