Максим Калашников
Не «музей ископаемых», не плач по былому величию, а реальный центр конструирования Будущего!
Идея о создании Музея СССР в Ульяновске, высказанная областной администрацией и подхваченная Изборским клубом, мне нравится. Но каким должен быть такой музей? Ни в коем случае не выставкой «исторических окаменелостей», а многофункциональным, живым комплексом.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
Прежде всего, создание такого комплекса нельзя предпринимать, не добиваясь реальных успехов в новой индустриализации РФ и ее очищении от коррупции и всяческой грязи, на фоне усиленного замещения русских мигрантами и прогрессирующей технологической отсталости РФ. Ибо создание супермузея в означенном интерьере будет восприниматься как очередной помпезно-квазиимперский, «распильный» и бесполезный проект вроде Сочи-2014, владивостокского саммита АТЭС-2012 или футбольной мундиали. Ничего, кроме отвращения и презрения общественности он не вызовет. Таково первое и важное условие.
Второе. Такой музей должен быть одновременно своеобразным Институтом СССР, центром непрерывного исторического проектирования. Местом встреч тех, кто работает над проектом воссоздания Великой России и прокладывает курс в грядущую реальность: нового общественного строя, шестого и седьмого технологических укладов, новой индустриализации. Этот же комплекс одновременно выступит и как культурный центр (наука, футурология и искусство должны тесно связываться), и как место умных развлечений.
Но – подчеркну особо – он же должен стать и мировым центром создания «повестки дня» и начертания будущего. По меткому выражению главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, в мире пока существует такой центр для неолиберальных «жирных котов» (Давос) и центр для «голодранцев» и леваков – Порту-Аллегри. А третьего – нет. Считаю, что музей СССР и может стать третьим международным центром формирования глобальной повестки дня, местом проведения форумов динамических консерваторов, национал-патриотов и футурологов-«антиварваров» всей планеты. Очагом проектирования будущего в нашем, русском духе. Причем будущего не архаичного, а высокотехнологичного (консервативно-динамического), противостоящего и новому варварству, и неолиберально-постмодерновому разрушению всего и вся.
ЧУДЕСНЫЙ ГРАД
Сам музейно-многофункциональный комплекс должен строиться как Град Чудесный (замысел Сталина при постройке ВДНХ). Нужно использовать в нем уменьшенные, возведенные из современных легких и прочных конструкций, варианты советских проектов. Например, несбывшейся Москвы по плану 1935 года (http://nnm.ru/blogs/vehrwolf/stalinskaya_moskva/). Проходя по разным зданиям и павильонам, посетитель должен как бы собирать цельную картину из многих фрагментов.
Центральный павильон предлагаю построить как копию так и не реализованного проекта Дворца Советов. Он должен быть посвящен самой героической эпохе СССР. Согласен с Александром Дугиным: экспозиция да будет амбивалентной. Пусть будут залы и великих достижений, и великих трагедий. Вне всякого сомнения, должна быть экспозиция, посвященная сталинским нереализованным планам – с архитектурой, планами преобразования природы, космическими полетами в представлении 1940-х-1950-х. С обложками и иллюстрациями тогдашних журналов «Техника-молодежи». Особенно важно иметь множество интерактивных экранов и электронных карт, показывающих события в динамике, наглядно. И, конечно, тут должны быть красивые макеты.
Здесь должны быть установки виртуальной реальности, погружающие нас и в реальный мир той эпохи, и в мир «несбывшегося грядущего» времен Сталина. Такие аппараты, позволяющие путешествовать в таких мирах, есть у 3Д-лиги Глеба Ускова. Здесь люди смогут с героями кино «Космический рейс» 1936 года взлететь по наклонной эстакаде на ракете, уходящей на Луну, побывать в мире звезды «КЭЦ» Александра Беляева, на подземоходе Григория Адамова и на его подлодке «Пионер». И уж, конечно, побывать и в кабине самолета АНТ-4 экипажа Чкалова, и в танке Т-34, и в салоне «Максима Горького», и на дрейфующей станции «Северный полюс-1» у Папанина.
Естественно, тут должны быть кинозалы с демонстрацией фильмов тех лет и о той эпохе. Естественно, не конъюнктурных поделок и не безграмотной чернухи типа «Подонков», а отобранных экспертами-историками лент. Тут же – простор для мультипликации на тему истории и альтернативной истории СССР. Тут могут проходить фестивали такой анимации и выставки книг, посвященных как истории героического периода Советского Союза (эпоха Сталина и время Хрущева), так и альтернативной истории. Здесь может быть и центр представления электронных игр.
Собственно говоря, здесь можно продавать множество сувениров и вещей-реплик той эпохи, а не просто футболок с логотипом «СССР».
Павильоны, посвященные послевоенному СССР, должны быть устроены по тому же принципу. Их должна пронизывать эстетика тех лет, тогдашний порыв в будущее. Тогдашние стили и моды. Здесь важно донести дух Холодной войны, атмосферу величайших свершений и строек, фантастику Ивана Ефремова и братьев Стругацких (да целой плеяды наших фантастов, чего уж мелочиться). Тут мы также должны показать наши достижения. Например, поставить реальные советские авиалайнеры-рекордсмены: Ту-104, Ту-134 и Ту-154, Ил-86, машины марки «Ан». Обязательно – последние самолеты СССР, те же Ту-204. Это само по себе может быть интересным мини-музеем. Я бы поставил на площадку и необычную наземную-подводную технику. Шнекоход, ракетовоз «Ураган», глубоководный аппарат, какой-нибудь «Пайсис» 70-х.
Мы в этой части экспозиции должны показать, что были развитой мощной страной. Не нужно стесняться – и выставить и советские телевизоры, и часы, и магнитофоны, и компьютеры. Ведь то, что мы умели все это делать, современная молодежь просто не знает. Нужны и станки с ЧПУ, и скафандры как космонавтов, так и океанавтов. Макеты советских подводных домов – «Черномора», «Садко», «Спрута-У». И макеты подлодок. И планы экспедиции на Марс, и модель лунной базы Бармина. И проекты советских марсоходов – а не только один исторический «Луноход».
Помимо всего, тут – свобода показать дерзкие советские проекты зрелой поры. Причем везде: в градостроении, освоении Сибири, в космических полетах и в авиастроении. Можно показывать все это в макетах и электронном виде, применяя всю ту же виртуальную реальность. Даже то же освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири надо показать как решение грандиозной и сложнейшей задачи, а не как банальное создание сырьевой отрасли.
Все всякого сомнения, должно продемонстрировать здесь огромные возможности, которые имелись у страны для рывка в победоносное будущее, огромные, накопленные к 1985 году, резервы и возможности. А не одно нарастание идейного надлома и не только проблемы дефицита.
Посетитель должен двигаться по музею, проходя некий путь. Как посетители японского павильона на ЭКСПО-70, где люди поднимались, рассматривая экспозицию, по спиральной дороге внутри башни. Впрочем, здесь будет множество маршрутов. Умный сложит мозаику образов воедино.
ОСОБЫЙ ПАВИЛЬОН: ИСТОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ СТРАНЫ И ЛИБЕРАЛЬНОГО ГЕНОЦИДА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА
Настаиваю на том, что особый павильон должен быть посвящен трагедии расчленения страны и тем 20 миллионам жизней, что так называемые «реформы» унесли в РФ, на Украине и в Белоруссии. Здесь должен быть музей, посвященный преступлениям расчленителей и неолиберальных реформаторов.
Пусть он будет не столь большим, но очень доказательным и запоминающимся. Уж коли говорить об ужасах ГУЛАГа, то для соблюдения объективности – и о «мясорубке» пресловутых рыночных преобразований.
ИНСТИТУТ СССР И ПАВИЛЬОН ГРЯДУЩЕГО
Наконец, интеллектуальная жизнь должна быть в заключительном «очаге» комплекса. По сути, это будет научное общество, куда совсем не надо сгонять «мозговиков». Скорее, это – координирующий центр исследований. Главное – изучить и извлечь все самое ценное из организационного, государственного, экономического, военного, научного, образовательного, социального опыта СССР. Отмыть его от грязи и полоумных, пропагандистских, «чернушных» наслоений.
Именно тут должны быть экспозиция и конгресс-зал, посвященный реинтеграции Северной Евразии, воссоединению разделенного в 1991 году русского народа. Здесь должно проектироваться наше будущее, освещаться планы русского развития наших дней. Это – и новая индустриализация, переосвоение разоренной страны. Здесь должны проходить форумы на эту тему, представляться и обсуждаться планы национального реванша. Само собой, во всех областях и сферах деятельности. Тут можно и нужно обсуждать действительно амбициозные проекты развития и русских прорывов, делая их наглядными. Конечно, с применением и виртуальной реальности, и кинематографа. В сей части музея можно проводить постоянно сменяющиеся тематические выставки: и научно-технические, и геополитические, и художественные. По сути дела, тут музей станет центром лоббирования русского победоносного будущего, оплотом наших сил против неолиберально-космополитического мракобесия.
Уверен, что эта часть должна быть и местом проведения мировых форумов, посвященных будущему, футурологии, глобальным проблемам и формированию Большой Повестки Дня. Здесь пусть работает пресловутый третий центр (в дополнение к Давосу, Бильдербергу, Порто-Аллегри). Можно сказать, локус Третьего пути, здравого смысла и динамического консерватизма.
Таковы мои наброски на сию крайне важную тему.
Но, повторюсь, музей СССР возможен только при достижении РФ реальных успехов в развитии, в индустриализации-2.0, в очищении общества и страны от скверны. Ибо иначе все предприятие встретит массовый скепсис и откровенное раздражение. Его воспримут просто как очередную «лакировку действительности» в ретро-стиле.
JJ
Как хорошо, что УО известна своими прожектами, и можно спокойно читать эту ересь, понимая, что ничего из вышеизложенного не сбудется. ))
Максим
Это не собственный материал “Улпрессы”. Текст опубликован в блоге Калашникова 6 января 2013 года
http://m-kalashnikov.livejournal.com/1410515.html
Ye-Ye
Видимо, сказались последствия бурного празднования Нового года…
Flagman73
Никогда власть не согласится на музей СССР в таком формате. Ведь на фоне грандиозных достижений советской эпохи они сами будут жалкими и ничтожными, а у народа возникнут вопросы, на которые власть в условиях нынешнего регресса ответить не сможет.
В. Каменев
Выполнение первого условия Калашникова может легко зарубить весь проект, отложив его в слишком долгий ящик. Уже сейчас очевидно, что музеев СССР возникнет очень много и очень разных, помимо официального. Но главное в другом – идея музея СССР ворвалась в жизнь, стала феноменом общественной дискуссии. Вообще, СССР уже воздвиг себе “памятник нерукотворный, к которому не зарастет народная тропа”, самим фактом своего существования: уникальным примером социального равенства, военными и революционными трагедиями, и победами и достижениями мирового уровня.
Каждая общественная сила может создать свой “музей СССР”, хотя бы в литературно-историческом плане, и основном, на мой взгляд, а народ сделает свой выбор.