Откровенный разговор о выборах с политтехнологом Дмитрием Савчуком.
Сегодня газета «Дыхание Земли» публикует интервью с известным самарским по-литтехнологом Дмитрием Савчуком. Дмитрий работает на выборах по всему Поволжью. Является руководителем PR агентства «Экономика и Власть». В Ульяновске заслуженно приобрел славу «черного пиарщика». Активно участвует в региональных информационных войнах. В курсе всех политических событий области. Сотрудничает с депутатами городской думы и ЗСО, чиновниками правительства и городской администрации. Любой комментарий в СМИ г-на Савчука – сигнал к тому, что приближаются выборы.
Дмитрий, намереваетесь ли вы работать на выборах в Законодательное собрание Ульяновской области в сентябре 2013 года?
В данный момент я консультирую двух человек, изъявивших желание стать депутатами ЗСО в этом году. Но работать в Ульяновске, вероятнее всего, не буду. Намереваюсь поехать в Тольятти. В сентябре там состоятся выборы в городской парламент.
В Тольятти больше платят?
Платят столько же. Зато в Автограде обозначена, хотя бы, минимальная интрига на выборах.
Неужели в Ульяновске все так предсказуемо? В чем разница, объясните.
Все очень просто. В Самарской области огромное влияние на политику оказывают финансово-промышленные группы. Они не заморачиваются на партийной принадлежности продвигаемых кандидатов. Одна и та же ФПГ может позволить себе провести в законодательную власть, условно, 3-х единоросов, 2-х коммунистов и 1-го беспартийного. Причем, голосовать они впоследствии будут по всем вопросам единогласно. Возможны нюансы и тактические комбинации, но это все лирика. Главное, что многопартийность Думы нравится избирателям. А соотношение в Думе прокремлевских и псевдооппозиционных партий можно выстраивать любое, в зависимости от ожиданий электората.
Это понятно, а как обстоит дело в Ульяновске?
В Ульяновске все с точностью до наоборот. Губернатор Сергей Морозов стремится продемонстрировать Администрации Президента, что в регионе все благополучно. И потому «отдает» «Единой России» 90-95% депутатских мандатов, как это было, к примеру, на выборах в ГорДуму в 2010 году. Естественно, избиратели чувствуют себя обманутыми: все соседи во дворе голосовали за коммунистов, а вдруг выигрывает никому неизвестный «единоросс». От таких переживаний регион с каждым годом становится все более аполитичным, депрессивным и коррумпированным.
Разве губернатор в силе повлиять на исход голосования или волеизъявление граждан?
Законодательно нет. Фактически да. Исход голосования решают избиркомы. А вот какую отмашку они получат, решать уже губернатору. Это и есть административный ресурс. Если не вдаваться в подробности, то алгоритм приблизительно следующий: с помощью несложных манипуляций ожидаемая явка избирателей на выборах предварительно опускается до критического уровня 10-15%. А в день голосования искусственно наращивается с помощью «привода», «круизного голосования» и прочих технологий до 40-50%. Подобным образом, в депутатское кресло можно протащить любого человека. Только в Самаре ФПГ иногда «конфликтуют» между собой в борьбе за административный ресурс (если не получилось заблаговременно согласовать между собой округа), а в Ульяновске всех коммерсантов губернатор тянет во власть строго через жерло «Единой России», эдакая, имитация социального лифта. В результате, антирейтинг «Единой России» растет с катастрофической силой (обвинять в протаскивании непопулярных решений единичных представителей псевдо оппозиционных партий глупо). И регион становится еще более аполитичным. Это как раз ответ на ваш второй вопрос, почему работать на выборах в Тольятти приятней, чем в Ульяновской области.
А есть выход из этой ситуации?
Теоретически есть, но шансы не велики. Я бы рекомендовал губернатору устроить политическую встряску ближе к весне: к примеру, отправить градоначальника Марину Беспалову в «добровольную» отставку, провести в сентябре параллельно с ЗСО прямые выборы мэра. А заодно воспользоваться опытом Самарской области: тащить в депутаты ЗСО учителей, докторов, соцработников на деньги прикормленных (заинтересованных – прим. редакции) коммерсантов. Это могло бы пробудило регион от политической спячки, а лояльность депутатов вновь избранной Думы была бы не хуже, чем в прежние годы. Опытный политик всегда старается оседлать протестную волну – развести потоки в разные стороны. Неопытные политики ее трусливо маскируют, что, в конечном итоге, может легко перерасти в подобие социального взрыва. Досрочная отставка Беспаловой позволит губернатору выиграть для себя еще пару лет.
Что же вы так строго с Мариной Беспаловой? Чем она вам не угодила? Насколько мы помним, вы всегда о ней в блоге отзывались восторженно.
Было время. Не скрою. Эйфория прошла. За год руководства городом БМП не оправдала возложенных на нее надежд.
Каких именно?
Благоустроить город. Навести порядок. Прижать коммунальщиков.
При Александре Пинкове в городе было чище? (смеемся)
Зря смеетесь. Сравнивать Пинкова и Беспалову изначально некорректно – слишком разные весовые категории.
Почему?
Как бы формально у нас не проводились выборы в Ульяновске, Александр Пинков был избран народом путем прямого голосования. Он чувствовал свою ответственность перед избирателями. Марину Беспалову нам попросту навязал губернатор. Ее и сейчас в городе многие не знают. 3 тысячи избирателей округа Беспаловой, проголосовавшие за нее в 2010 году, решили судьбу целого города. Кому это понравится? Пинков был связан по рукам и ногам финансовыми обязательствами губернатора перед подрядчиками, но он искренне стремился этот город благоустроить. Что сделала Беспалова? Вместо того чтобы стать компромиссной фигурой между противоборствующими элитами, затеяла собственную игру – почему-то перестала замечать коррупцию в своем ведомстве. С тех пор мэрия, по моему мнению, превратилась в бизнес корпорацию.
Можно поподробней про бизнес корпорацию?
Извольте. Возьмем нашумевшую историю, связанную со скандальным увольнением по требованию прокуратуры начальника отдела по профилактике коррупции Рамиса Гибатдинова, оказавшимся ранее судимым за мошенничество, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, 19 марта 2007 года он был признан Ульяновским областным судом виновным по ч.З ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество) и осужден на 2,5 года колонии общего режима.
При поступлении его на муниципальную службу Гибатдинов указал этот факт в анкете, однако это не было учтено руководством администрации.
И этого «борца с коррупцией» всего лишь просто уволили. Никаких разбирательств, никаких проверок, никаких уголовных дел, на которых должна была настаивать не прокуратура, а Беспалова! Лишь под шумок убрали с должности. Казалось бы, где показательная порка? Неужели, побоялись лишней огласки? А вответ – тишина. Даже я легко могу подсказать, как этот товарищ «боролся» с коррупцией. Да и как может человек, ранее судимый за мошенничество, бороться с коррупцией? Этот факт просто не укладывается в голове. Нонсенс, да и только…
Это единичный пример. Есть что-нибудь еще из кулуаров власти?
Мне рассказать не сложно. А вот вы не побоитесь опубликовывать?
Давайте попробуем…
Могу рассказать, как Заместитель Главы администрации города Виктор Шемет «окучивает» директоров МУПов – предлагает заведомо невыгодные условия для сотрудничества муниципальных предприятий со сторонними подрядчиками. А когда директора интересуются целесообразностью подобного убыточного сотрудничества с навязанными подрядчиками, разводит руками, указывая пальцем в сторону кабинета БМП. Мол, это ее пожелания. Продолжать?
Нет, спасибо, мы это пока не сможем опубликовать. Есть что-нибудь еще?
Директор городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ильдус Юсупов интересен?
Интересен.
(Рассказывает)…
Нет, спасибо, это мы, к сожалению, пока тоже не готовы публиковать.
Что ж, на этой недвусмысленной ноте мы пока и остановимся. Спасибо вам большое, Дмитрий, за увлекательную беседу.
И вам спасибо. Всегда открыт для комментариев – звоните, даже если меня в городе не будет.
Записал Сергей Казаков