Наступил 2013 год, объявленный в России ГОДОМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Станет ли в этом году Ульяновск городом, в котором будет комфортно всем — людям, животным, зеленым насаждениям? И какие препятствия стоят на пути к тому, что называется благоприятной окружающей средой?
Начнем с бездомных животных, так как отношение к ним со стороны властей, является зеркальным отражением их отношения к людям.
Главное, чем озабочены наши власти — очистить город от бездомных животных. Судя по всему их аппетиты растут, поскольку в прошлом году ими было проведено сразу два конкурса на отлов безнадзорных животных. Первый конкурс, состоявшийся в сентябре выиграл «Ульяновскдорремсервис». Согласно условиям контракта они должны были поймать в городе 1300 бездомных животных, получив за это полмиллиона рублей.
Второй муниципальный контракт №149 от 14 декабря 2012 года, выиграло ООО «Ульяновская Геодезия». Согласно условиям контракта, на который было выделено из городского бюджета около 2,5 миллионов рублей, эта организация должна была отловить (а скорее убить) 4984 собаки, в период с 17 по 25 декабря 2012 года. Об этом сообщалось в объявлении, размещенном в газете «Мозаика». Отлов проводился с 11 вечера до 5 часов
утра. К сожалению, это пока единственный для наших властей вариант решения проблемы бездомных животных.
Хочу немного охладить их пыл и приведу несколько значимых цитат из статьи Д.А. Васильева — профессора, академика РАЕН, заведующего кафедрой инфекционных болезней животных УГСХА.
«Это не «БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУСОР», опубликованной в нашей газете 11 февраля 2009 года.
«Администрацией Ульяновска выделены большие ассигнования на убой беспризорных городских животных. Причем цель данного мероприятия воспринимается как защита бедных горожан от страшной опасности «инфекционных болезней, по-кусов, укусов, непроизвольных страхов перед животными» и тому подобное.
С моей точки зрения, указанные действия представляют большую опасность для жителей Ульяновска, чем наличие собак и кошек на улицах. Не будем говорить о моральном аспекте действия властей. Поговорим об их профессиональной компетентности в данной области.
Напомню несколько фактов. В 1944 году в частично деблокированный Ленинград, в числе первых эшелонов с продуктами питания было привезено четыре товарных вагона с кошками, выпущенными в городе. Не думаю, что исполком Ленинграда был глупее мэрии Ульяновска, скорее, наоборот.
О собаках. Их тоже относят к «биологическому мусору» «мудрые руководители» Ульяновска. В одном из подмосковных городов-наукоградов также были озабочены излишним количеством собак на улицах. Вооружившись благими намерениями, власти очистили от «мусора» родные улицы.
Через некоторый промежуток времени они реально осознали глупость содеянного — количество «инфекционных болезней, покусов, укусов, непроизвольных страхов перед животными» возросло многократно и пришлось возвращаться к исходной ситуации «с мусором».
В отличие от исполкома Ленинграда, наши власти забыли о крысах и мышах, сохранив на территории города пищевую базу без изменения.
Напоминаю, что грызуны в отличие от собак и кошек, болеют почти всеми видами инфекционных болезней, присущих людям, не проявляют ни малейших симпатий к человеку, а скорее наоборот, испытывают характерную для них агрессивность.
Рекомендую властям провести среди горожан опрос по теме: «Кого жители предпочитают видеть на улицах города — собак, кошек или крыс и мышей?»
Желательно, чтобы власти Ульяновска, прежде чем проводить какое-либо действие, консультировались со специалистами в данной области и подсчитывали последствия своих действий.
Теперь о юридическом аспекте действий властей. В нашей стране вся правовая база по защите животных заключена в статье 245 Уголовного кодекса РФ: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних детей, наказывается штрафом в раз-мере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Те методы и препараты, которые применяют бригады по отлову животных в Ульяновске, их руководители, чиновники городской администрации, подписавшие распоряжения о проведении подобных действий, вполне могут попасть под действие указанной статьи при наличии хорошего юриста и фактографического материала.
Что скажете на это вы — Глава города Ульяновска М.П. Беспалова и Глава Администрации города А.В. Букин? Все, о чем написал профессор Д.А. Васильев, имеет к вам самое непосредственное отношение.
Вам не кажется, что пора менять подходы к проблеме бездомных животных. В цивилизованном обществе этими вопросами занимаются специалисты — экологи и зоозащитники, а не дорожники и геодезисты, как это происходит в Ульяновске. Это тот самый случай, когда пироги печет сапожник, а сапоги тачает пирожник.
Светлана БЕЛОВА