«Ульяновская правда» собрала 70-летнюю историю области по своим публикациям.
Об истории Ульяновской области можно узнать из специальной литературы, побеседовав с краеведами или послушав экскурсовода в музее. Набор главных фактов и интересных деталей везде получите примерно одинаковый. А вот наша редакция хранит архивы поистине уникальные: газета пишет подробную и достоверную историю нашего края со дня его основания и по сей день. Покопавшись в архивах, мы собрали для вас самые интересные детали исторической «мозаики», которую «УП» собирает вот уже 70 лет.

Сороковые
В первые послевоенные годы страна восстанавливала производство. И на ульяновских заводах закипела работа. «Завод осваивает выпуск мирной продукции», – сообщается в номере «Ульяновской правды» от 7 октября 1945 года:
«В цехах завода им. Володарского освоен выпуск цепей Галля – дефицитной части комбайна. Сентябрьский план выпуска этих частей значительно превзойден. В течение истекшего месяца здесь освоен также массовый выпуск охотничьих гильз, металлических пуговиц, скобяных изделий».
С трудом, но появлялись новые станки на производствах, причем не только на городских:
«Копировально-фрезерный станок для выработки сапожных колодок устанавливает Вешкаймский райпромкомбинат. Выпуск продукции начнется в декабре текущего года». Этот же комбинат в 45-м готовил для себя рабочих, со страниц газеты объявляя, что открывает «ученический цех для подготовки 30 столяров-мебельщиков».
Кажется удивительным, но и в тяжелые годы у населения области были «лишние» деньги. 7 октября 1945 газета сообщила, что наблюдается приток денежных вкладов:
«В связи с притоком вкладов и для того, чтобы создать максимальные удобства для вкладчиков, Областное управление сберегательных касс открывает новые сберегательные кассы. До конца года предполагается открыть 30 новых сберегательных касс и в том числе пять – в Ульяновске. К настоящему времени в области работают 262 сберегательные кассы».

Пятидесятые
В городе полным ходом шло строительство. 14 апреля 1957 года газета писала: «В районе Северного рынка начались работы по сооружению здания телевизионного центра. Произведены очистка и разбивка участка под фундамент здания». На той же странице ниже: «На улице Гончарова возобновилось строительство универмага на 100 рабочих мест. Это будет трехэтажное здание, украшенное во всю высоту фасада шестью полуколоннами». Речь шла о здании, где ныне размещается «Детский мир». В овраге речки Симбирка начинались строительные работы по сооружению стадиона. А ульяновские трамвайщики обещали проложить трамвайную линию до Киндяковки.
В эти годы происходило много интересных культурных событий. Например, 21 октября 1956 года состоялся конкурс самодеятельных композиторов. Со всей области в центральный Дом народного творчества съехались музыканты и представили на суд конкурсной комиссии свои произведения. Если песни нравились – их потом разучивали песенные коллективы и исполняли со сцены на праздниках:
«Художественный руководитель Николаевского районного дома культуры С. Богданов представил 15 песен. Из них наиболее ценной в художественном отношении оказалась песня «Ты скажи, подружка», по своим интонациям и характеру тесно связанная с русской народной песней. Это вначале даже обмануло участников семинара, они все разом заговорили о том, что мелодия песни Богданова «списана» с русской народной песни…».
В октябре 56-го пополнилась коллекция центрального Музея Ленина.
«В ближайшее время экскурсанты увидят свыше ста новых документов о жизни и революционной деятельности Владимира Ильича. Среди них – фотокопия письма Ленина к матери Марии Александровне. Музей получил также несколько ленинских документов периода гражданской войны».
Этой же осенью ульяновцы впервые увидели на экранах кинотеатра «Художественный» легендарный фильм «Весна на Заречной улице».

Шестидесятые
Второго сентября 1966 года на первой полосе «Ульяновской правды» огромными красными буквами сообщалось об успехах местных аграриев: «Принимай, Родина, наш хлеб! Область выполнила план хлебозаготовок». Указана рекордная цифра – 466 тысяч тонн.
28 сентября 1966 года «Вступил в строй и выдал первую продукцию колбасный цех Ульяновского мясокомбината № 2. На окраине Засвияжья у Московского шоссе, где совсем недавно был пустырь, поднялись корпуса еще одного нового предприятия нашего города – мясокомбината № 2. Один из них – колбасный – предъявлен строителями к сдаче». Со страниц нашей газеты главный инженер Ульяновского мясотреста тех лет В.В. Жигулев рассказывал, что «проектная мощность колбасного цеха – десять тонн в смену. Ассортимент очень разнообразный. На первых порах цех будет изготовлять 68 сортов колбас».
Если что и оставалось неизменным в Ульяновской области на протяжении десятилетий – так это спорт, который не зависит ни от идеологии, ни от действующей власти. Читая хоккейные заметки 60-х, трудно отличить их по стилю от современных:
«Фили» и «Волга» приехали в Москву после долгого турне по восточным городам страны. И здесь «Волгу» впервые подвел лед. Затянувшаяся оттепель не позволила по-настоящему открыть хоккейный сезон в столице. Играя на плохо подготовленном поле, волжане лишились своего главного преимущества – скорости. И первый мяч был забит в их ворота. Во втором тайме волжане сумели отыграться».

Семидесятые
О состоянии областной экономики в 70-х сообщают регулярные отчеты статистического управления. Вот некоторые цифры за 1972 год:
«Мебели произведено на 11,8 млн рублей, изготовлено 11,7 тысячи тонн колбасных изделий, 9 тысяч тон масла животного, 3044 тысячи пар кожаной обуви…»
Перевыполнили план производства на два процента автозавод, Ульяновский и Сенгилеевский цементные заводы. Моторный завод выполнил план на 103%. Но далеко не все предприятия области были образцовыми в советские времена: «47 предприятий не выполнили план реализации продукции, ими недодано продукции более чем на 35 миллионов рублей».
28 февраля 1973 года большое строительство развернулось на привокзальной площади станции Ульяновск-Центральный. Об этом пишет архитектор В. Миняков: «Главный корпус управления по графику намечено закончить в канун 1974 года, уже сейчас, листая чертежи проекта, можно представить, каким он будет. В центре ансамбля на углу привокзальной площади и улицы Локомотив-
ной – полукруглая четырехэтажная вставка, объединяющая между собой два одинаковых по архитектуре здания. Здесь предусматриваются главный вход, вестибюль, гардероб, буфет, конференц-зал на 810 мест с двумя балконами. В боковых четырехэтажных корпусах расположатся отделы управления и общественные организации».

Восьмидесятые
Первые претензии на звание авиастолицы область начала предъявлять, пожалуй, еще в феврале 1980 года: «Последний год пятилетки войдет в биографию нашего аэропорта как год значительных перемен. Продолжается реконструкция взлетно-посадочной полосы, монтаж современного навигационного оборудования. Воздушные ворота города в дни «Олимпиады-80» гостеприимно распахнутся для встречи многочисленных олимпийских гостей, участников, туристов».
На снимке: передовой экипаж самолета Як-40 Ульяновского авиапредприятия М. Соснин, В. Образцов, А. Зотов.
А вот какие слова Брежнева об Ульяновске опубликовала «УП» в эти годы: «Старый Симбирск изменился. Сменилось не только его имя. Социализм превратил ваш город в крупный промышленный и культурный центр. Видно, что ульяновцы по-настоящему любят свой город, гордятся им, стремятся сделать его еще более красивым и благоустроенным». Первое лицо СССР посетило Ульяновск в дни открытия Ленинского мемориала.

Девяностые
Дух контрастных девяностых чувствовался и в характере новостей: статус события, достойного главной областной газеты, получали как открытие сельской школы, так и перевозка багажа Майкла Джексона нашим самолетом:
«Первого сентября 1993 года в селе Красная Балтия Кузоватовского района произошло радостное событие. Приветливо распахнула свои двери перед ребятами новая средняя школа. На ее торжественное открытие собрались не только жители села, но и его многочисленные гости. На верхнем снимке – учительница Светлана Владимировна Павлова. Она будет вести занятия в первом классе».
Буквально через пару номеров сообщается:
«…в настоящее время производится перевозка сценического и концертного оборудования для мировых гастролей известного певца и композитора Майкла Джексона двумя самолетами Ан-124 общим весом 232 тонны. Эти перевозки сделали известной в мире не только авиакомпанию «Волга-Днепр», но и производителя этих самолетов – АО «Авиастар», а также город и область».
…Юбилеи приходят и уходят. Они – вехи истории. А газета призвана всегда жить днем сегодняшним. Задача журналистов – успеть за событиями, вовремя рассказать о них читателям, донести им правду прожитого дня.