Сегодня ночью верующие будут встречать один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне (Богоявление). Это время,связанное со многими традиционными представлениями и обрядами. По распространенным поверьям, 19 января (по старому стилю – 6-го) – «рубежный» день, когда заканчивается период святок. В это время нечистая сила окончательно покидает наш мир, стараясь напоследок «наозорничать» посильнее.
Не случайно во многих селах Ульяновской области до сих пор накануне Крещения на дверях и окнах рисуют мелом крестики, чтобы «лукавый дух не всходил в избу». Иногда хозяева просто «зааминивают» все входы-выходы (то есть троекратно крестят) – к примеру, так делали в селе Сухой Карсун. А жители Ждамирово (Сурский район) старались принести со службы домой зажженную свечу: если удавалось ее не потушить, то это считалось хорошей приметой – именно этим «огарышком» и чертили затем охранительные крестики.
Гадания на Крещение
Вся святочная пора была временем гаданий и «пытаний судьбы». Однако в некоторых поселениях нашего региона существовали специальные крещенские гадания: например, в Сурском районе «бегали с кутьей». Так называлась особая «ворожба» на будущее, когда девушки выбегали глубоким вечером на улицу с горстью вареной пшеницы и спрашивали имя первого встречного – тем самым узнавали, как будут звать суженого.
А вот в селе Котяково (Карсунский район) хозяйки делали крестики из постного теста, в которые запекались различные предметы: монета означала богатство, лучинка – смерть или «терпение».
В Старом Пичеуре Павловского района в эту пору гадали не менее интересным способом: девушки брали стакан воды, разбивали сырое яйцо и понемногу пускали в воду белок – если получалось на дне нечто похожее на березы, то жди замужества, а увидишь два столба – к болезни и смерти.
«Ярдань»
Конечно, главные крещенские обряды связаны с водосвятием. В «бывалошно время» воду освещали на ближайших реках и родниках: к примеру, в Сурском районе жители Астрадамовки ходили на речку Яклу; в соседнем Большом Кувае – на здешний Студеный ключ; а в упомянутом выше Старом Пичеуре до сих пор посещают озерцо Баня Латка, расположенное рядом с огромным дубом, которому, по уверениям местных, исполнилось уже более трехсот лет.
Крещенское водосвятие всегда было событием, объединяющим почти все село – от мала до велика. Мужики вырубали прорубь в форме креста, которая именовалась «иордань» или «ярдань» (отголосок известного церковного предания о крещении Спасителя в реке Иордан). В некоторых случаях вверху креста делали еще ледяную фигурку голубя.
– Вот на Суре вырубят крест – и голубь, голубь голубой и крест накрашенный. И вот батюшка выходит: какой мороз сильный-сильный, а у него рученьки без перчаток, безо всего. И он держит на голове Евангелие и крест серебряный. Вот этим крестом купат (окунает), когда уж кончится моление. А народу-то! Лед аж трещит!
– так эмоционально вспоминает свое детство одна из самых старых жительниц села Барышская Слобода, родившаяся еще до революции.
Любопытно, что даже возле иордани нужно быть настороже: бытовало поверье, что до того момента, как в прорубь погрузится крест, оттуда может выскочить нечисть. Чтобы оградиться от этой опасности, использовали специальные защитные средства: так, в селе Сара «ярдань» ограждали веточками конопли, а в Инзенском районе мужчины выходили на лед с ружьями и после молебна начинали стрельбу.
Кстати, подобные средства использовались не только при водосвятии: достаточно сказать, что семена конопли – одно из самых «сильных» средств против покойника, являющегося тем, кто по нему излишне тоскует.
После того, как воду осветят, начиналось массовое купание. Прилюдно купались молодые парни и мужики: женщины и дети только умывались и окатывались водой.
Вот как «живописует» эту картину одна из жительниц села Валгуссы: «И вот они стреляют, а ребятишки, рабяты молодыя, они кидаются в речку. Прям нагой-босой, так тут вот штанишки, не трусы – штанишки таки вот, и бросаются в воду – купаются на переменку. Как кто махнет в прорубь – они стрельнут. И на переменку: ты махнешь, другой махнет пряма в ледову воду. Потом еще, еще, чтобы купались все, – и бягут скорей в баню!».
В иордани обязательно нужно было искупаться тому, кто участвовал в святочном «ряженьи» – для того, чтобы смыть этот «грех».
В настоящий же момент в большинстве сел нашего региона старики набирают воду в колонке или на ближайшем колодце, а многие вообще ограничиваются водопроводной водой: ходить на реку и родники им уже просто не под силу. При этом вода иногда освещается самостоятельно – одна из бабушек, проживающих в Большом Шуватово, поделилась с нами таким способом «добычи» святой воды: «Я накануне Крещения снегу бяру. Талого надо брать. И стоит, вот я вам покажу, вода – зеркальна. Она вот – крещена. Я сама насветила воду и туды святой воды долила… Из колонки принесли. Вот так. И свечку зажигала, хресьтик пускала».
Крещенская вода
Вода, набранная на Крещение, считается целебной и не портится весь год. Это одно из самых популярных представлений, распространенных как в городе, так и в селе. Интересно, что вода в тот момент, когда становится святой, «колыбается», «колышется».
Объясняется это чудо, увидеть которое может далеко не каждый, по-разному – например, тем, что в воде «Христос искупался».
– Вот в двянадцать часов и слушай: как вот колыхнется вода – это Христос искупался. Она везде колыхнется: и в озере, и в колодце, и в ведрах – везде! – рассказывали нам в селе Большое Шуватово.
Также говорят о том, что вода остается святой в течение трех дней – именно поэтому сразу после Крещения нельзя стирать белье (об этом нам сообщили в Чамзинке).
Крещенская вода применяется против самых различных заболеваний – от сглаза, «крика» (когда младенец плачет и не успокаивается), чирьев и других хворей. Между прочим, именно поэтому в сегодняшнюю ночь нужно обязательно умыться и искупаться – тогда, по поверьям, не будешь болеть весь следующий год.
Подготовил Евгений Сафронов

В статье использованы материалы словаря «Традиционная культура Ульяновского Присурья», а также записи из личного архива автора.