Сервис микроблогов “Твиттер” в Ульяновске используется все активнее и уже обрел собственную историю. Как родились популярные хештеги #ulsk и #ulway, помогает ли массовый выход чиновников в твиттер решать проблемы ульяновцев, для чего простые горожане заводят в нем аккаунты и что раздражает пользователей в сообщениях товарищей? Этим и другим особенностям ульяновского тви посвящено наше небольшое исследование.

В одном из популярных тви-рейтингов twirating.com Ульяновск занимает 41 позицию по числу пользователей. У обитателей местного тви-мира даже имеются свои достижения. Например, это выход хештега #Пластов в российские твиттер-тренды – по случаю проведения фестиваля в честь художника-земляка в сентябре 2012 года.

Но рейтинги – это взгляд со стороны. А насколько активным выглядит региональный твиттер изнутри и какова его специфика?

Дмитрий Ежов @Ezhoff, политолог, политтехнолог: региональный твиттер активен, но в нем много флуда

Твиттер использую года полтора. Многое изменилось с тех пор, как он только появился. В него активно вошла власть, они пишут в твиттер, поэтому считают себя открытым правительством. Твиттер стал коммуникационной площадкой условной элиты: в нем есть медиа, власть, журналисты, общественники и просто активные люди. В принципе, по твиттеру сейчас можно измерить степень активности людей, которым не все равно. Думаю, что тяжело выделить специфику именно ульяновского твиттера. Единственное, что можно отметить точно – это тему с властью. Но нередко так же власть пользуется твиттером и на федеральном уровне. Но, я думаю, что региональный твиттер все-таки достаточно активен по сравнению со многими другими. Значит, в целом в Ульяновске неплохо процессы идут, которые в медиа и твиттере отражаются.

Что раздражает? Это, опять же, не в ульяновском твиттере, это то же самое, что в интернете. Это флуд, помойка, из которой крупицы информации надо выуживать. Но это техника, которой каждый должен заниматься для себя, выстраивать. Конечно, не нравится читать ленту, в которой содержательно пять процентов. Но куда мы от этого денемся. Твиттер – инструмент для оперативной передачи информации. Сегодня новости быстрее всего распространяются через твиттер, через вирусность. Неслучайно твиттер так популярен.

Региональный твиттер обменивается информацией с помощью собственных хештегов, самыми популярными из которых стали #ulsk и #ulway. Об истории тега #ulsk мы попросили рассказать его автора, тольяттинца Анатолия Кукаева @kukaev.

Анатолий Кукаев, руководитель проектов компании «Веблайм»: хештег #ulsk стал востребованным в связи с событиями на «Арсенале»

Хештег #ulsk был создан в 2009 году. На конференции 404fest.ru мы познакомились с Аней Коневой из Айтеха. Твиттер тогда мало у кого был. С тегом Ульяновска было сложно, непонятно было, что использовать. Тег #ul использовали «буржуи», а #uliyanovsk имел разное написание и огромную длину. Потом я вспомнил, что мои друзья из Ульяновска часто в разговорной речи называли Ульяновск «Ульском». И я предложил тег #ulsk. Аня одобрила, и мы стали его использовать. Только о теге для Ульяновска мало кто знал. Внезапно случилась трагедия на «Арсенале». И я весь вечер писал в твиттер с тегом #ulsk о том, что мне рассказывали в аське о ситуации друзья из Ульяновска. В онлайн трансляции мне помогала Ирина (@St_Rariva). Помня о том, что все правильные агентства в таких ситуациях блогосферу мониторят, я написал пост в ru_simbirsk с предложением в твиттере следить за тегом #ulsk. Народ стал добавлять к своим твитам и этот тег. И вот тогда я увидел, что в Ульяновске действительно много пользователей твиттера. Только тег для города был у каждого свой. Но получилось, что прижился именно #ulsk. Он прижился, потому что был довольно короткий и понятный. Из плюсов – в этот тег не подмешивались сообщений из буржунета.

Сейчас твиттер стал популярен, в него пришли различные онлайн-издания, которые всю свою новостную ленту выгружают в твиттер с хештегом #ulsk. С кем-то поначалу ругались, кто-то отключал автоэкспорт с хештегом, кого-то заносили в черный список. К сожалению, видимо, владельцы этих ресурсов не до конца понимают, что читателей им это не прибавляет, и хуже того, вызывает раздражение у пользователей, которым приходится читать роботов. В ленте по хештегу, на мой взгляд, должны быть человеческие твиты, «народные новости». Как мне кажется, требований к твитам по хештегу #ulsk должно быть два: твиты не должны быть по возможности личными (купил машину, ковыряюсь в носу, уронил телефон в лужу) и должны относиться к городу.

Сплотил ли #ulsk город? Думаю, это слишком громко сказано. Это, прежде всего, отличный канал для коммуникации. Быстрый, надежный, и, главное – публичный. Это позволило в какой-то степени убрать между людьми и властью барьеры из бесполезных бумажных обращений, десятков замов и секретарей.

Историей развития хештега #ulway поделился с нами автор одноименного проекта Дмитрий Вислов @vdv73rus.

Дмитрий Вислов: #ulway стал реальным каналом помощи

Хештег #ulway – это симбирский фольклор, он на самом деле не имеет автора, это общепризнанная ульяновским тви-сообществом норма. А вот аккаунт твиттера http://twitter.com/Ulway – уже моя идея, реализации которой больше года.

Первоначально аккаунт был создан для себя и друзей с целью оперативно сообщать о ситуации на дорогах. Был неплохой бот в ICQ: вот его трансляция в аккаунт и стала первой версией проекта. Идея пришлась по душе многим, аккаунт быстро набрал около 200 подписчиков. Серьёзно к проекту никто не относился, работы в основном проводились в обед и редко. В марте 2012 года в подписчиках было около 350 человек. Мы получали и публиковали 5-10 сообщений в сутки. Решили расширить список источников информации. Выбор пал на хештег #ulway. В нем ульяновцы оставляли информацию о происшествиях. Схему работы придумали простую: раз в 10 минут робот читает хештег, фильтрует мат и публикует от имени сервиса то, что должно пройти. Пошла популяризация самого хештега #ulway. К фестивалю «Лампочка Ильича» было уже 555 читателей. Кстати, на фестивале мы заняли первое место в номинации «Лучшая группа в социальных сетях». На конференции RailsClub мы пообщались с коллегами из Чебоксар, которым очень понравилась идея нашего сервиса. Они предложили помощь в популяризации в своём регионе. Идею также похвалили и ребята из Москвы. С этого же момента мы поняли, что проект вышел за рамки «для своих». Нужно было придумать название для новой системы, сошлись на http://waytag.ru. В начале 2013 года сайт был запущен, система работает уже в двух городах: Ульяновск – Ulway и Чебоксары — Chebway.

Канал взаимопомощи ulway вполне реален. Например, автомобилисты обращаются с просьбой оказать помощь: «прикурить» машину в мороз или помочь с запаской. У нас было предложение к “Электротрансу”: публиковать внезапные изменения в движении трамваев. Но пока этот вопрос в стадии обсуждения. Сейчас для Ульяновска в день публикуется около 15-30 сообщений. На протяжении всей жизни проекта в нём принимали участие разные люди. Устоявшаяся команда на сегодня: я, Андрей Кулаков (программист), Костя Соколов (дизайнер). Свой вклад вносили программисты Саша Щербинин, Юра Токарев, Лёша Загайчук. Надеемся, что скоро проект обретёт фирменный стиль и придёт в другие города России. Мы также присутствуем в офлайне: раздаём наклейки и футболки.

Чиновники сегодня понимают, как важно быть онлайн, поэтому тоже активно стали использовать твиттер-акаунты. О том, как администрация города использует твиттер, нам рассказал помощник главы города Дмитрий Глухов @dmitry_gluhov

– Твиттер используется в администрации города уже несколько лет. Сейчас аккаунты есть практически у всех руководителей городской администрации. Для главы города Марины Беспаловой твиттер – один из главных каналов коммуникации. Она все время с планшетником, всегда следит за происходящим. Твиттер стал реальной формой обратной связи с ульяновцами. Фактически он работает как «электронная приемная»: любой может написать лично главе города, главе администрации или руководителю того или иного структурного подразделения по своему вопросу. Без внимания обращение точно не останется. И жители региона активно используют такую возможность. По моему личному наблюдению, основные просьбы, направляемые горожанами в твиттер чиновников, связаны с дорогами, проблемами ЖКХ и вывозом мусора. Но жалобы бывают разные: как объективные, так и не очень. Порой даже странные. Грубо говоря, всех заботят только личные проблемы, неважно каким образом они будут решены. Но большая часть обращений, конечно, заслуживает внимания и оперативного реагирования. Часто присылают и просто слова благодарности в адрес руководителей и интересные предложения от горожан, которые могут быть использованы в дальнейшей работе.

Вот лишь некоторые твиттер-акаунты чиновников города и области, которые могут быть полезны ульяновцам:

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов https://twitter.com/morozov_si

Министр труда и социального развития Анатолий Васильев https://twitter.com/aa_vasilew

Министр здравоохранения Валентина Караулова https://twitter.com/karaulova_vg

Министр по развитию ИТ и электронной демократии Светлана Опенышева https://twitter.com/svsolnishko

Министр образования Екатерина Уба https://twitter.com/uba_ev

Глава города Ульяновска Марина Беспалова http://twitter.com/Bespalova_MP

Глава администрации города Александр Букин https://twitter.com/alexandrbukin

Председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Ульяновска Ильдус Юсупов https://twitter.com/il7272

Адреса других аккаунтов чиновников администрации города и области собраны на сайте горадминистрации http://ulmeria.ru/ru/node/20384 и облправительства http://ulgov.ru/epress/ullinks/.

Как показывает практика, обращение в твиттер чиновника нередко действительно имеет силу и, бывает, помогает решить проблему неожиданно быстро. Но части ульяновцев не нравится, что для некоторых чиновников твиттер стал «обязаловкой». Это видно сразу, отмечают они, в таких аккаунтах мало интересного.

Александр Яшин @zibys, руководитель ульяновского отделения зелёного движения России «ЭКА»: твиттер реально помогает

Твиттер завел года два назад, но активно пользуюсь год. Здесь узнаю новости быстрее новостных порталов. Удобно просить о помощи – как-то нужно было перевезти флаги велосипедистов из Димитровграда – помощь сразу нашлась. Твиттер реально помогает. Например, обращался в твиттер главы администрации Заволжского района по поводу кучи мусора на перекрестке Ленинского комсомола и Тюленева – кучу убрали. Хотя обращение по поводу незаконной парковки в Ленинском районе отклика не нашло. Не нравится только, что некоторые чиновники пишут натянутые твиты, делая из твиттера полную копию жж.

Алена Абрамова @rushenmatreshen

Использую твиттер около года для получения новостей, общения с друзьями. Нравится, что в нашем твиттере есть интересные люди. Считаю твит-жизнь Ульяновска довольно активной. Не нравится только искусственность твит-сообщений от некоторых чиновников.

Павел Андреев, креативное бизнес-пространство «Квартал» @KvartalSpace: твиттер – это удобно

Используем твиттер с тех пор, как «Квартал» появился, чтобы анонсировать мероприятия, сообщать о событиях в жизни наших резидентов, открытии выставок. Для тех, кто не успевает посетить наши мероприятия, устраиваем твиттер-трансляции с фотографиями.

Как будет развиваться твиттер в Ульяновске дальше, покажет время. Но он уже стал неотъемлемой частью жизни города. Расти ему есть куда: тот же twirating.com утверждает, что пока у нас всего 797 тви-пользователей.

P.S.: пока мы готовили материал, местные твиттеряне решили вывести в топ тви-трендов хештег #70летУльяновскойобласти. Посмотрим, сможет ли этот тег повторить успех #Пластов.

Галина Плотникова, Юлия Узрютова

Фото предоставлено Дмитрием Висловым