В сентябре 2012 года Изборский клуб собрался и учредился в Изборске, историческом символе начала правления династии Рюриковичей, где в качестве одного из своих ценностных приоритетов провозгласил идею единства всех периодов российской истории — в декабре его заседание произошло в Ульяновске — на Родине Ленина и знаковом символе новой, республиканской и конституционной истории России.
И центральными вопросами стала, с одной стороны, тема согласия и союза в современных условиях «красных» и «белых» — политических сил, идентифицирующих себя с двумя разными дореволюционным и революционным периодами истории России, с другой — как вывод, тема создания Музея СССР, как признания и значимости советского периода истории, — и его роли основы постсоветской реинтеграции.
Первый вопрос показал, что и среди одних и среди других есть те, кто готов искать пути такого согласия. Но и они — скорее в начале не только этого пути, но и в начале их поиска.
Вопрос примирения «красных» и «белых» — это сегодня не вопрос отказа от своих исторических предпочтений и убеждений — при всей той разнице, которая разделает монархистов и коммунистов. Это вопрос единства тех, кто полагает, что Россия должна быть суверенной, а власть в ней — дееспособной и сильной, — всем тем, кто пытается подчинить Россию диктату международных структур, лишить суверенности и превратить ее экономику в колониальный придаток экономического империализма иных держав.
Должна быть в России монархия или Советская республика — при всей коренной важности этого вопроса он должен решаться в России и волей граждан России. А не в Вашингтоне, Брюсселе и Страсбурге.
И кто бы ни правил Россией — Императоры или рабочие лидеры — у России должны бить Армия, Авиация и Флот, способные защитить ту форму власти, которую выберет Россия, интересы России и принудить к корректности и миролюбию любую страну, которая позволит себе считать, что она может игнорировать волю России по любому в вопросу, по которому Россия его посчитает нужным высказать.
Наверное, можно говорить о трех основных подходах к возможному согласию. Первый, своего рода «скрыто ультимативный» подход, который, в частности высказали некоторые из участвовавших в обсуждении церковных иерархов: примирение возможно, в случае «покаяния красных» и признания ими себя виновной в расколе и произошедших в стране за последние сто лет трагедиях. При этом данный вариант примирения предполагает признания ими же безусловного приоритета и ценности православной веры.
При этом, что интересно, «Белая сторона» готова принять значимость и признать положительную роль Сталина в историю страны, но не готова отказаться от своих претензий к Ленину и его исторической роли.
Второй подход — идея синтеза и компромисса идеологий. При этой те участники, которые отстаивали ее — с одной стороны допускали данную совместимость — но с другой предлагали ее в формате «национал-большевизма» — «правая политика и левая экономика», считая одним из необходимых параметров такого примирения признание ценности национализма в своеобразной форме «имперского национализма», отрицающего как «этнический национализм», так и интернационализм. При этом они готовы к признанию положительной роли Ленина, считая его автором превращения марксизма в большевизм, как русскую национально-освободительную идеологию, по их мнению, на сущностном уровне от марксизма отказавшуюся. То есть для них приемлемыми становятся фигуры не только Сталина, но и Ленина — но неприемлема фигура Маркса.
Третий подход — оформившаяся в выступлениях «Платформа трех»: предполагает, что реально значимым является не слияние и идеологический синтез, который малодостижим и ведет к сталкиванию и противопоставлению позиций — а политический союз, при котором каждая из сторонне не отказывается от своих принципов, ценностей и символов, но объединяется вокруг общих политических целей, в противостоянии угрозам стране и ее противникам. Своего рода «Союз Горы» против «Болота».
При этом в качестве общих целей и задач выступают: 1. Отказ от рыночной идеологии и организации производства, как исторически устаревших для нынешнего мира и обрекающих Россию на отставание от ведущих мировых экономик; — 2. Признание значимости сильного государства, выражающего интересы трудовых групп населения и несущего социальную ответственность перед обществом; — 3. Необходимость перехода к мобилизационному развитию и осуществление в России стратегии производственно-технологического прорыва к новому, наукоемкому типу производства; — 4. Восстановление территориальной целостности страны; — 5. Приоритет принципа национального суверенитета над международными нормами и решениями любых международных органов; — 6. Возвращение России международно-признанных зон ответственности, оговоренных на Потсдамской конференции 1945 года.
Одновременно предполагается, что сама технология и организация примирения принимается в основном в следующих принципиальных контурах:
— взаимно отказаться от мести за прошлое.
— отказаться от преследований и осуждений.
— отказаться от попыток даже на информационном уровне разжигать противостояние и создавать нетерпимую обстановку друг для друга.
— признать за каждым из пошедших на согласие — права на свою ничем не стесненную деятельность и на открытое изложение своих взглядов — но без попытки разжигать нетерпимость к враждебной стороне.
То есть, окончание Гражданской войны — и согласие между «красными» и «белыми» сегодня в России означало бы:
— уважение взглядов сторон и мотивов действия представителей каждого из лагерей во время ее протекания;
— перенос споров об их исторической правоты из политико-публицистической сферы в историко-академическую;
— отказа от рассмотрения как досоветского, это и советского периода в качестве некой «черной дыры истории»;
— создание, что в значительной степени было сделано уже в советский период, общего героико-мифологического пантеона;
— оказание исторических почестей представителям досоветской России не может сопутствовать умалению почестей деятелям советского периода;
— принятие в качестве общего правила толерантности уважительности в дискуссиях представителей обоих традиций;
— взаимный отказ от нагнетания уничижительности и ненависти в отношениях сторон;
— отказ от переименований географических, транспортных и культурных объектов, в особых случаях, с объектами особого исторического значения — равноправное использование двойного наименования;
— равная представленность идеологий и сакрализованных подходов сторон в публичных мероприятиях и учебном процессе;
— признание равноправия идеологических традиций.
Последние изложенные позиции были приняты за основу уже ив семи участниками.
При всех спорах и расхождениях по данному вопросу в первый день — второй день и второй вопрос обернулся практически полным согласием в поддержке идеи губернатора Ульяновской области о создании Музея СССР.
Причем она была поддержана не только как идея узко-исторического значения — но как символическое признание значимости советского периода истории. И как символа государственного единства страны. И как символа вершин политического могущества России в мире. И как символа сверхуспешного опережающего развития страна, ее технологического, научного и социального прогресса, — и, в этом качестве, как символа постсоветской интеграции и решения современных задач производственного развития.
Особо встает вопрос роли и значения Позитивной Истории — как истории успеха страны и народа в преодолении проблем и трудностей, с которыми они сталкивались. Это не означает сведения истории и тематики музея СССР лишь к показу его парадной стороны — и естественно выглядит отражение и неудач, и трагедий, имевших место в этот период. Но все же на первый план, после четверти века господства негативистской традиции выходит во-первых, отказ от ущемленного восприятия истории и осознание всего того, чем народ может гордиться в своем прошлом, и, во-вторых — соотношение трагического и героического (подчас одно вытекает из другого) должно и показывается в их реальном историческом соотношении. И мир ГУЛАГа, если его и показывать, и мир диссидентов 70-х и должны быть показаны и восприняты в их реальной пропорции к миру Великих Строек, Великой Победы и выхода в Космос: до 2-х % (ГУЛАГ) и доли процента (Диссиденты) с одной стороны — и все остальное — с другой.
И с этим, в общем-то, так или иначе — тоже никто не спорил.
Итогом работы клуба стало обращение, подписанное им и губернатором Ульяновской Области к президенту РФ в с предложением о создании в Ульяновске, как символически значимом для этой темы регионе Музея СССР и принятии Федеральной программы мероприятиях по подготовке к 100-летней годовщине Образования СССР и объявления дня его создания — 30 декабря — памятной праздничной датой современного российского календаря.
Власть, обгадившись полностью,
берет на вооружение зубатовско-гапоновские методы. Создается масса псевдообщественных организаций — от общественных палаток, до партий и движений, подпирающих прогнивший режим с разных сторон. Учитывая, что состав и » лидеры » этих привидений часто состоит из людей с явными признаками расстроенной души ( гляньте на Проханова ), управлять этой публикой легко, прямо по песенке лисы Алисы » На дурака не нужен нож// Ему немного подпоешь — и делай с ним , что хошь.» Другая часть «лидеров» пребывает в состоянии гипертрофированного самомнения, считая себя обладателями сверхценных идей ( гляньте на Дугина ), что тоже по ведомству Минздрава, но внешне не так заметно. Этим нужен статус. Ну, а далее — прилипалы на региональном уровне — фамилиии всем известны. Этим нужы денежки, которые власть будет вынуждена платить, и благоприятствование от власти же. Вот круг лиц и интересов.
Пономарь
Как может детский сад ,даже красиво говорящий — повлиять на изменение образа жизни взрослых родителей? Только себе забава -игрушка .