Детей в ульяновских школах, детских садах и больницах кормят фальсифицированными продуктами, которые способны вызывать серьезные заболевания.
Властям это выгодно, поскольку позволяет экономить бюджетные средства.

«СК» в одном из своих предыдущих номеров уже писал о проводимых региональным министерством сельского хозяйства проверках реализуемых в ульяновских магазинах продуктов питания с целью выявления фальсифицированной и контрафактной продукции. По итогам проверок формируется список недобросовестных производителей, который публикуется на сайте ведомства (http://www.agro-ul.ru) в разделе «Осторожно, фальсификат» и регулярно обновляется. В настоящее время в нем размещена информация о 15 некачественных продуктах местных и иногородних производителей.

Пока речь идет лишь о молочной продукции.

С недавних пор проверке специалистов подвергаются не только магазины, но и бюджетные учреждения, куда поставляются продукты согласно заключенным муниципальным контрактам. Так, было выявлено, что в лицее №38, лингвистической гимназии и в детском саду №132 для приготовления блюд используется фальсифицированное сливочное масло производства ООО «Чердаклинский молочный завод» и ООО «Красноярское молоко» (Самарская область).

Вместо заявленных на упаковке соответственно «масла сливочного «Крестьянское» 72,5%» и «масла сливочного 72,5% «Крестьянское домашнее» производители используют дешевые растительные жиры тропического происхождения. В частности, пальмовое масло, которое, согласно исследованиям, способно вызывать у людей сильные аллергические реакции и даже онкологические заболевания. В детскую городскую клиническую больницу №1, детскую областную больницу и детский сад №132 поставляются молоко и кефир крайне низкого качества. Учитывая, что поставки в учреждения бюджетной сферы централизованы, то же самое завозится и во все другие детсады и медучреждения Ульяновска.

– На упаковках молочной продукции указан производитель – Батыревский молочный завод (Республика Чувашия), – рассказал министр сельского хозяйства области Александр Чепухин. – Я позвонил министру сельского хозяйства республики, но тот заявил, что в Батыревском районе никакого молочного завода нет. Тогда мы отправили по указанному адресу людей. Оказалось, что там есть сарай, где принимают низкосортное молоко с личных подворий и стоит фасовочное оборудование. Что интересно, жирность чувашского кефира до нашей проверки вместо заявленных 2,5 процента составляла 1,9, а сразу после – выросла до четырех процентов – производители просто добавили в кефир пальмовый жир.

По словам Александра Чепухина, если в случае с магазинами предотвратить реализацию опасной продукции не очень сложно – как правило, владельцы торговых сетей, избегая лишних проблем, убирают сомнительные товары с прилавка, – то в бюджетные учреждения продукты поставляются на основании долгосрочных контрактов, и просто заменить одного поставщика на другого невозможно.

Сложившуюся ситуацию городские чиновники объясняют несовершенством Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Якобы, согласно ему, выбор поставщика продуктов питания может происходить только на торгах, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

Однако городская администрация, выступившая в роли заказчика, была вправе организовать отбор поставщиков услуги в форме конкурса.

Дело в том, что еще летом прошлого года в 94-й закон были внесены поправки. Изменения коснулись размещения государственных и муниципальных заказов. Заказы на поставки пищевых продуктов в некоторые учреждения и (или) на оказание для них услуг общественного питания размещаются путем проведения торгов по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого электронного аукциона, говорится в законе. Речь идет об организациях, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания, организациях отдыха и оздоровления детей. По законодательству критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены могут быть в том числе функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и квалификация участника. Согласно поправкам при поставке пищевых продуктов в социальные учреждения при оказании им услуг общественного питания значимость данных критериев составляет до 30 процентов. Очевидно, что в случае с обеспечением питанием детей конкурс считается более предпочтительной формой проведения отбора участников, так как в нем состязаются несколько претендентов и целью является выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.

Чтобы определить победителя конкурса, рассматривают условия исполнения работы всеми участниками, их рейтинг, анализируют предполагаемое качество работы и, исходя из этого, делают вывод.

Почему же чиновники городской администрации, зная об изменениях в законодательстве, не стали организовывать отбор поставщиков продуктов питания в виде конкурса? Как ни кощунственно это прозвучит, но руководству города выгодно кормить детей некачественными продуктами, ведь критерий наименьшей цены на аукционах позволяет экономить бюджетные средства.

Вадим Пилюков