В понедельник на прошлой неделе Ульяновский областной суд признал недействующими новые нормативы на отопление. А в четверг проблему реализации постановления №354 рассматривали в Правительстве РФ на всероссийском совещании, на котором с докладом выступил ульяновский министр энергетики и ЖКХ Сергей ГИГИРЕВ. По его просьбе на совещании принято решение до 15 февраля направить в Ульяновск рабочую группу из специалистов Минрегиона РФ для детального исследования проблемы, что называется, на местах.
На совещании выяснилось, что от действий постановления №354 пострадали жители 64 субъектов РФ, но наиболее острая ситуация сложилась в 17 регионах, в том числе у нас, в Ульяновской области. Каждый регион пытается
решить эту проблему по-разному. Были сообщения, что в отдельных областях действие скандального постановления №354 было приостановлено решением губернатора. У нас события развивались по иному сценарию.
Департаментом по регулированию цен и тарифов изначально с нарушениями были рассчитаны нормативы на общедомовые нужды (ОДН), в чем его руководитель Дмитрий СЫЧЕВ откровенно признавался, говоря, что приоритетом была социальная направленность нормативов, а не их соответствие закону. Чиновники были поставлены в двойственное положение. С одной стороны, Минрегион РФ спустил методику расчета нормативов, с другой стороны, были установлены предельные индексы роста тарифов ЖКХ. Если считать по методике, то для некоторых домов рост оплаты за коммунальные ресурсы получался значительно выше предельных индексов. Поэтому наши чиновники применили перекрестное финансирование, проще говоря, перекинули часть платы с благополучных новых домов на старые малоэтажные развалюхи.
Конечно, это уравниловка, при которой часть жителей была вынуждена платить за соседей из других домов. И, конечно, это незаконно. Сначала возмутилась Госжилинспекция, затем прокуратура написала протест и подала иск в суд, который, естественно, отменил приказ регионального Министерства экономики от 17.08.2012 г. «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Пока речь идет только об отоплении, но прокуратура настаивает на отмене всех приказов Минэкономики, касающихся ОДН.
Как мы уже писали в прошлом номере «Управдома», 20 декабря в ходе личной встречи с Председателем Правительства РФ Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ ульяновский губернатор Сергеи МОРОЗОВ поднял вопрос о приостановлении действия постановления №354 в связи с тем, что в результате его действия в Ульяновске и области возник резкий рост платы за услуги ЖКХ, вызвавший недовольство населения. Прокуратура Ульяновской области опротестовала новые нормативы на тепло и добилась их отмены через суд. После чего в ходе пресс-конференции 22 января первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Александр ПИНКОВ объявил о временном приостановлении действия новых нормативов до 1 июля 2014 года.
Сделают перерасчет
Жителям будет сделан перерасчет за весь срок действия нормативов с 1 сентября 2012 года. Однако это касается только тех домов, где нет общедомовых приборов учета и кто платил за тепло по нормативам. Для тех, кто оплачивал услугу по счетчику, все останется по-прежнему, только строка «ОДН» (у кого она есть) в платежке будет переименована на «корректировку».
Нормативы приостановлены, но само постановление №354 никто не отменял. На этой неделе будет подготовлено распоряжение губернатора о мерах по реализации данного постановления, самым главным пунктом которого станет завершение установки приборов учета на всех многоквартирных домах до 1 июля 2013 года. Это позволит совсем уйти от понятия «нормативы потребления на ОДН».
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом №261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», приборами учета тепловой энергии должны оснащаться все жилые дома, потребляющие свыше 0,2 гигаКалории в час, приборами учета электроэнергии – дома с нагрузкой 5 килоВатт в час, счетчиками ХВС – все многоквартирные дома.
Претензии прокуратуры
Проверяющих возмутил тот факт, что, несмотря на предоставляемое федеральным Правительством право сохранить нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, чиновники им не воспользовались. Кроме того, установленные региональным Министерством экономики показатели системы ЖКХ, по мнению прокуратуры (да и не только ее), являются экономически необоснованными. Также чиновниками был нарушен порядок изменения нормативов потребления коммунальных услуг, который, по приказу, предопределял возможность их увеличения чаще, чем раз в три года, говорится в пресс-релизе прокуратуры.
– Это была совместная работа всех органов власти, в том числе и с прокуратурой, – комментирует директор Департамента цен и тарифов Дмитрий СЫЧЕВ. – Мы считаем, что такой вариант – через суд -наиболее юридически грамотный способ отказаться от начислений по ОДН. Другого пути я не вижу. Нельзя так просто рубануть и сказать, что постановление №354 отменяется, все-таки это федеральный правовой акт. Другое дело, что клубок проблем, который создало постановление №354, не ограничивается только нормативами, там масса нюансов, которые нужно решать. Поэтому и был выбран такой вариант. Если не было возможности доработать и исправить постановление №354, то всегда оставалась возможность именно отмены и возврата на старые способы расчета.
Как исправить ситуацию?
– В первую очередь, необходимо принять меры, которые будут мотивировать исполнителей коммунальных услуг к добросовестной работе, – считает исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей ЧИБИС. – Требуется изменение порядка привлечения к ответственности за предоставление услуг ненадлежащего качества, чтобы УК выплачивала денежную компенсацию именно потребителю, а не штраф – в бюджет. При неправильном расчете платы за ЖКУ, помимо перерасчета, также нужно выплачивать потребителю компенсацию в значительном размере от неправильного платежа. Кроме того, необходимо упростить процедуру фиксации факта нарушения.
Министерством энергетики и ЖКХ разработаны методические рекомендации по реализации постановления №354. В этом документе уточняется перечень мест общего пользования, даются поручения УК подготовить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, снятие показаний общедомовых счетчиков производить только с участием представителей совета дома и так далее. В основном все, что написано в методичке (с текстом можно ознакомиться на сайте tek.ulgov.ru, – очень правильные вещи, правда, непонятно, как реализуемые на практике. Ведь, помимо регламентации каких-то требований, необходимо предусматривать не только механизм их исполнения,но и контроля, и, конечно же, наказания в случае неисполнения. То есть у собственников, у совета дома должны быть конкретные весомые аргументы воздействия на УК.
– Методические рекомендации должны быть сделаны для населения, а тот вариант, который есть на сегодняшний день, он не реализуем и не решает проблем 354-го постановления, – считает Глава города Ульяновска Марина БЕСПАЛОВА. – Мы уже приняли постановление Гордумы об обращении к губернатору с предложением выйти с инициативой о приостановлении действия постановления Правительства РФ №354. Мы не можем его применить по той причине, что у нас в городе очень много ветхого и аварийного жилого фонда. И к большому количеству домов, которые имеются в Ульяновске, невозможно применить постановление №354. Его можно применить для тех домов, которые построены по современным технологиям, новым строительным стандартам, с другими показателями энергоэффективности. Наконец, у нас не на 100% многоквартирных домов есть приборы учета по всем видам коммунальных услуг. Наша позиция в том, что мы не должны обкладывать население повышенными тарифами и нормативами.
ОДН не выше норматива
Наиболее спорный пункт в методичке Министерства ЖКХ – п.8: «В случае превышения начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды на сумму более чем на 25%, превышающую индивидуальное потребление коммунальных услуг, гражданами в жилом помещении осуществить детальную проработку причин возникновения превышения». Иными словами УК разрешается безнаказанно начислять нам до 25% сверх нашего индивидуального потребления. Вот если больше, тогда будут разбираться, откуда взялось ОДН. Возникает много вопросов. Почему не 20%, почему не 10%? Почему мы вообще допускаем, что должно быть какое-то доначисление ОДН, если нет фактического потребления? Если в подъезде горит лампочка, это одно, а что касается водоотведения или ГВС, то в подъезде вряд ли у кого-то есть унитаз и кран с горячей водой. И в постановлении четко написано, что оплата производится за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды. И хотя министр ЖКХ с этим спорит и предлагает называть это технологическими и техническими потерями, все же думается, что авторы закона имели в виду именно то, что написали. Если в доме исправная инженерная инфраструктура, то никаких потерь (утечек, усушек, утрясок) вообще быть не должно, за исключением нормативных, которые практически незначительны.
– Сегодня исполнитель коммунальных услуг не мотивирован к сбережению – все распределяется между собственниками, – говорит Андрей ЧИБИС. – На собственников необходимо возложить обязанность платить за общедомовые нужды в пределах установленных нормативов, остальное – за счет исполнителя коммунальных услуг. Нельзя допускать распределения на собственников всех неэффективных расходов в доме.
Несмотря на приостановление нормативов, вопрос ОДН остается открытым. Будем ждать приезда комиссии из Москвы и внесения поправок в постановление №354.
Алексей Николаев