Как, наверное, все заметили, в последнее время поутихли страсти и разговоры об открытии перевалочного пункта для транзита грузов НАТО через Ульяновский аэропорт «Восточный». Дебаты, пикеты и митинги против появления грузов Североатлантического альянса на родине Ленина исчезли. Сторонники, подсчитавшие экономическую выгоду от транзита «рулонов туалетной бумаги»: насчитавшие миллиардные суммы поступлений в бюджет, создание тысяч рабочих мест с «зарплатой мирового уровня», замолчали.

Что же произошло, в чём причина? В этом я попытался разобраться, анализируя информацию имеющуюся на официальных сайтах Киргизии, Узбекистана, Афганистана и не навязывая вам своей точки зрения, могу предположить, что никаких грузов, контейнеров, перевалочной базы и складов временного хранения в Ульяновске не будет.

Чтобы читателю было удобно самостоятельно разобраться и сделать свои выводы, я буду приводить основные моменты из высказанных сторонниками создания перевалочного пункта доводов “за” и покажу, как развивались события и что должно было быть на конец 2012 года в аэропорту «Восточный». Во избежание спорных моментов и возможного обвинения в подтасовке фактов, буду соблюдать хронологию. Все скриншоты кликабельны на первоисточник и ссылки интерактивны.

4 февраля 2012
БЛАГОДАРЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ С НАТО ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Сергей Морозов:
Мы уже давно занимаемся этим проектом. Мы считаем, что это выгодный проект, если НАТО и Соединенные Штаты Америки согласятся создать такой пункт на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Мы считаем, что это даст нам несколько тысяч новых рабочих мест. Это даст ответный толчок в развитии аэропорта. И чтобы статус международного, который он носит, подтверждался реально. Потому что несколько десятков самолетов в течение суток будут у нас приземляться. Кроме того, мы считаем, что это работа для нашей авиакомпании «Волга — Днепр». Это значит, что один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области заплатит нам как минимум в два раза больше налогов. По-моему, от этого только все выиграют.

Ранее директор информбюро НАТО Роберт Пшель в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что перевалочный центр заработает после подписания коммерческих договоров о транзите с Россией. «Когда это начнется — вопрос коммерческих договоров. Это в руках конкретных стран, когда они хотят заключать контракты», — сказал Пшель.
Cпецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов
сообщил: «Коммерческий договор между Россией и странами Альянса для использования транзитного пункта НАТО в Ульяновске заключат уже в конце 2012 года. Конкретные сроки начала транзита зависят от решения стран альянса. Мы дали натовцам добро, и теперь от них зависит, хотят ли они использовать этот пункт».

05 октября 2012 года и.о.постпреда РФ при НАТО Николай Корчунов рассказал «Интерфаксу» о состоянии и перспективах взаимодействия России с Альянсом, где напомнил, что 25 июня 2012 года правительством РФ принято Постановление № 637 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 219», в соответствии с которым установленный с 2008 года упрощенный порядок наземного транзита через российскую территорию грузов МССБ распространен на транзит по комбинированной схеме – железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
Комбинированный транзит нелетальных грузов МССБ через территорию Российской Федерации производится как транзит товаров коммерческого назначения.
Наши партнеры заинтересованы в расширении грузопотока, включая его комбинированный вариант, через «северный» маршрут протяженность 4,5 тыс. км, из которых 1,9 тыс. км проходят по территории Российской Федерации, — сказал Корчунов.

Необходимо напомнить, что по информации РИА Новости от 6 августа страны НАТО уже приступили к выводу своих сил из Афганистана, о чём так же свидетельствуют опубликованные данные по российскому транзиту грузов НАТО в Афганистан (и обратно). Как следует из бухгалтерской отчётности за третий квартал 2012 года, представленной ОАО Трансконтейнер – дочерней компанией ОАО РЖД, выручка компании от перевозок грузов по направлению Хайратон (Узбекистан) – Таллин (Эстония) составила 450 млн. рублей за 9 месяцев 2012 года. Выручка за аналогичный период в 2011 году по этому направлению составляла лишь 37 млн. рублей.

Пока в Ульяновске подсчитывали поступление денег от НАТО за транзит туалетной бумаги, НАТО искала новые транспортные коридоры

КАРИМОВ ПОГОВОРИЛ С ПУТИНЫМ И ДОГОВОРИЛСЯ С НАТО

4 июня 2012 года в Ташкенте состоялась встреча президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Ислама Каримова. По итогам встречи президентами двух стран подписаны по сути ничего не стоящие документы: Декларацию об углублении стратегического партнёрства и Меморандум о взаимопонимании о дальнейших совместных мерах по присоединению Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли. Материалы находятся на сайте Президент.РФ.

Отметим, что в тот же день, 4 июня, после встречи с Путиным произошло еще одно важное событие, о котором умолчали Российские СМИ, но которое давно ждали в Ташкенте, Бишкеке и Алма-Ате, пишет аналитический ресурс политиков Международного информагентства «Фергана». Руководство НАТО заключило специальные соглашения с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией об использовании территорий этих стран для вывоза техники и военного оборудования из Афганистана. Об этом на брифинге заявил сам генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен, о чём так же свидетельствует Казахстанский сайт новостей meta.kz в материале под названием: «НАТО договорилось со странами Средней Азии о транзите грузов»

СЕВЕРНАЯ СЕТЬ ПОСТАВОК (ССП)
По сути, факт подписания соглашений лишь свидетельствует о том, что стороны окончательно договорились о цене за «обратный транзит» по Северной сети поставок (ССП), а также об экономических, политических и военных преференциях, которые получат страны региона за скорый вывод войск союзников из Афганистана, отмечает Международное информационное агентство «fergananews.com».

Впрочем, руководство альянса еще полгода назад приступило к переговорам с центральноазиатскими странами об использовании не только авиапространства, но и сухопутных маршрутов через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан.
Отмечается, что сухопутная инфраструктура для переброски грузов в Афганистан и обратно уже имеется. США в свое время построили в Таджикистане несколько крупнотоннажных мостов через пограничную реку Пяндж. «Ничто не помешает альянсу перебросить часть груза, например, в Кандагар или Баграм, а оттуда в Таджикистан и далее в пункт назначения», – сказал эксперт.

Кроме этого, эксперты отмечают, что Узбекистан приостановил своё членство в региональной Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и давно является партнером НАТО, который оставляет за собой возможность выбора степени этого партнерства. Всё это предопределило хорошие стартовые позиции Узбекистана в начавшемся выводе войск и вывозе военных грузов НАТО.

Узбекистан имеет теперь не только транзитную железную дорогу, входящую в сеть 1520 мм, позволяющую вывозить грузы прямо на территорию стран-членов НАТО (в данном случае Латвия и Эстония), но и железную дорогу, проложенную вглубь Афганистана до Мазари-Шарифа. Компания «Узбекистон темир йуллари» завершила строительство этой дороги в августе 2010 года и обладает правом ее временной эксплуатации. По этой железной дороге уже идут военные грузы и контейнеры, что позволяет командованию войск НАТО в Афганистане создать вокруг Мазари-Шарифа сеть перевалочных баз, куда будут перебрасывать грузы со всех военных баз в Афганистане, распределять по партиям и грузить в эшелоны.

3 декабря 2012 года представители Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили транзит грузов из Афганистана через Ульяновск, но это вовсе не означает заключение коммерческого договора России и НАТО.
«Мы дали натовцам добро, и теперь от них зависит, хотят ли они использовать этот пункт», – заявил спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов.

«Если Россия даст добро на создание военной базы НАТО в Ульяновске в том виде, в каком она себе представляет, то Узбекистан имеет полное моральное право открыть на своей территории любую базу или перевалочный пункт. И Москве нечем будет ответить», – сказал в ходе международной конференции в Актау политолог из Узбекистана Рафик Сайфулин.

МОЛЧАНИЕ — ЗНАК СОГЛАСИЯ?

Учитывая, что в декабре 2012 года не был подписан предусмотренный коммерческий договор НАТО с Россией о транзите грузов через Ульяновск, вкрадывается сомнение, что такой договор будет подписан вообще.
Для получения ответа на этот вопрос я обратился к Рогозину, который всегда любезно давал ответы на мои вопросы. В ответ — тишина:

Напрашивается вопрос: Альянс нашёл новый транспортный коридор и выбрал ССП (Северный путь)? А как же с обещанными тысячами рабочих мест в Ульяновске и с миллиардными поступлениями в бюджет?
Опять нас обманули американцы.