Память уносит в деревенское детство. В Прислонихе, на моей малой родине, за речкой, под крутой горой стояла кособокая избёнка. Жила в ней монашка, как мы её звали, всегда одетая в чёрное, молчаливая и строгая. Не знаю её имени, кто она и откуда пришла, как жилось ей среди людей, в душах которых мало осталось светлого. Помню лишь, как однажды мельком сумел заглянуть через порог, увидел огонёк лампадки в красном углу и на стенах иконы, иконы, иконы … Жизнь далеко и надолго унесла меня от родных мест. От избушки не осталось и следа. Что стало с монашкой, где её иконы и образа, выяснить так и не удалось.
Но церковь, сколько себя помню, точнее то, что от неё оставалось, в Прислонихе стояла всегда. Богоявленский храм, один из старейших в Симбирской епархии, построили в 70-х годах позапрошлого века по чертежам Григория Гавриловича Пластова, деда нашего великого земляка народного художника с мировым именем Аркадия Александровича Пластова. Дед и Александр Григорьевич – отец будущего академика собственноручно расписывали стены и иконостас.
Будучи глубоко верующим, из православной семьи, Аркадий Пластов, куда бы ни уводили его судьба и работа, старался встречать церковные праздники на своей малой родине. Говорят, он был отменным звонарём, таким, что от его колокольной музыки душа воспаряла к небесам. А ещё он привозил из города бенгальские огни, опоясывал ими купола и во время крестного хода зажигал. Зрелище было неописуемое: храм будто отрывался от земли и начинал парить в воздухе подобно большому белому облаку …
Храм в ПрислонихеВесной 1936 года церковь закрыли, священника арестовали, ободрали холсты, иконы пустили на растопку, мостили ими дорогу на ферму. В 1957 году храм решили «добить». Говорят, это было страшное зрелище: верующие бросались под гусеницы тракторов, которые тросами рвали с церкви купола и крест. Не помогло и заступничество Аркадия Александровича, которого, как живописца, к тому времени знала уже вся страна. Чудом удалось спасти несколько холстов, с десяток икон и деревянное распятие, которое висело над иконостасом. А няня Пластовых, баба Катя Шарымова, почти 40 лет хранила у себя крест с купола церкви.
Всё остальное врезалось в память навсегда. Богоявленский храм устоял. Но его превратили в колхозный склад. До сих пор помню запах травлёной пшеницы, ободранные стены, куски фресок на потолке. В самом начале 60-х годов его приспособили под сельский клуб, «крутили» кино. Два фильма помню как сейчас: «Русское чудо» и «Тишина». А потом двери церкви закрылись, как казалось, навсегда. Многие годы стояла она в самом центре села, поруганная, всеми забытая, как немой укор людям.
Можно представить себе состояние Аркадия Александровича, который до самой своей кончины вынужден был пить горькую чашу стыда и раскаяния за своих земляков, осквернивших святое место. К сожалению, времена не выбирают: в эпоху воинствующего безбожия побороть систему было невозможно.
К разговору о храме вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект охраны мемориальной зоны – усадьбы Пластовых, в которую входила и церковь. Аркадий Пластов к тому времени почил и был похоронен на сельском кладбище.
Пластов с сыном Николаем во дворе своего дома в ПрислонихеЧто не успел отец, сделал его сын – Николай Аркадьевич Пластов. Благодаря его усилиям, настойчивости, энергии храм в Прислонихе был восстановлен. Вся деревянная резьба – царские врата, арки, аналой, балясины, многие иконы и иконостас были выполнены руками Пластова-сына. Помогали ему в этом художник Александр Степанович Гордеев из районного центра Сурское и Владимир Константинович Дмитриев из Ульяновска. Жители села сумели сохранить чудом уцелевший при разграблении храма фрагмент росписи с изображением коленопреклоненного ангела, частицу золотошвейной плащаницы и несколько крестиков 18-го века. Они переданы местному музею Аркадия Пластова, первому и единственному пока в России и находятся в постоянно действующей экспозиции.
В церкви первоначально планировалось поместить выставочный зал. Но Богу было угодно всё устроить по – своему: почти через 60 лет после закрытия Богоявленского храма в нём состоялось первое за долгие годы забвения богослужение. Служба, которую провёл отец Владимир (Дмитриев), он и поныне является настоятелем храма, пришлась на великий православный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Потом были и другие: всё пошло своим чином. Хочется верить, что так будет всегда, а Вера, Надежда, Любовь обязательно поселятся в душах людей. Надо только стремиться к этому и помнить наставление последних Оптинских старцев: «Господи, руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».
Виктор Никитин