Дотационная Ульяновская область учредила самую дорогую премию в мире.
Презентация в галерее аукционного дома MacDougall’sв Лондоне международной Пластовской премии в размере 25 млн рублей (около 500 тыс. евро), учрежденной постановлением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, стала культурным шоком и дала повод для депутатского запроса.

«Пластовская премия учреждена за счет бюджета нашей дотационной области без широкого общественного обсуждения», – пишет в своем обращении к губернатору депутат Законодательного собрания Ульяновской области Александр Кругликов (фракция КПРФ). Денежное содержание премии в разы превышает самые престижные арт-премии Европы и США. Размер премии, считает депутат, позволяет сравнить ее с Нобелевской, тогда как бюджетных средств «не хватает даже на реализацию ранее принятых целевых программ». (Действительно, накануне нового года решением Заксобрания приостановлено около 40 областных целевых программ из-за нехватки в бюджете 8 млрд рублей.) Кругликов отмечает, что группа высокопоставленных чиновников во главе с губернатором выезжала в январе в загранкомандировку в Лондон для презентации премии, при этом «в составе этой группы не нашлось место представителям творческой интеллигенции области и сотрудникам музея Пластова». В связи с этим депутат просит губернатора отчитаться о загранкомандировках, в которых побывали областные чиновники в 2012-2013 годах: страна, численность делегации, цель поездки, сумма затрат и источник их покрытия, результат командировки.

Запрос вызвал раздраженный комментарий Сергея Морозова. Он заявил в интервью «Коммерсанту», что «не намерен обсуждать с господином Кругликовым то, что не входит в компетенцию депутатов». «Если КПРФ хочет помочь в продвижении имиджа региона, то ничто не мешает вложиться в премию золотом партии», – поиронизировал он.

Премия имени выдающегося советского художника Аркадия Пластова, уроженца Симбирской губернии, была учреждена в 2007 году как региональная, ее размер тогда не превышал одной тысячи долларов. В 2011 году премия стала международной, ее содержание выросло до 1 млн рублей, в 2012 году – до 10 млн рублей, а в 2013 году – до 20 млн рублей. Заявлено, что половину этой суммы дадут спонсоры, чьи имена не называются. Количество номинаций премии в этом году достигнет двадцати. По положению, премия присуждается «авторам произведений, исполненных в традициях реалистического изобразительного искусства, последователям творческого наследия А.А.Пластова», а также тем, кто это наследие продвигает: педагогам, издателям, галеристам, реставраторам, меценатам, журналистам. В этом смысле Пластовскую премию рассматривают как антипод премии Кандинского.

Руководитель Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор (Нижний Новгород) считает, что термин «реалистическое искусство» остался в прошлом, а премия Пластова в том виде, как она задумана, поощряет художников-аутсайдеров. «Пластов – крупная фигура, для своего времени он был актуален, он вошел в историю искусства, но нельзя поддерживать эпигонов Пластова, надо найти какой-то новый стержень, – говорит Гор. – Если премия дается от имени государственной власти, то уже нельзя руководствоваться личным вкусом, надо опираться на актуальные международные тренды. Большая премия должна поддерживать только то, что двигает ситуацию в искусстве. Нельзя сейчас дать «Оскара» ленте «Броненосец «Потемкин», потому что с ним уже все ясно».

Член жюри Пластовской премии, ульяновский искусствовед Луза Баюра говорит, что в этом году положение о премии будет изменено: добавятся не только новые номинации, но и условие о том, что лауреаты передадут ульяновским музеям по одной картине. «Это будет срез современного реалистического искусства», – говорит Баюра. По ее словам, в жюри входят около 30 человек, из них пять ульяновцев, остальные – представители Союза художников РФ, ректоры художественных вузов, арт-критики, эксперты международного уровня. В прошлом году в номинации «За выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства» премию в 1 млн рублей получил Зураб Церетели, который тут же передал ее детской школе искусств.

Известный ульяновский блогер и правозащитник Игорь Корнилов считает, что нельзя было закладывать в премию бюджетные средства даже частично, вместо этого следовало учредить фонд премии; нельзя было также без подготовки обрушивать информацию о презентации в Лондоне, потому что резонанс получился негативный. Он полагает, что 20 млн рублей не спасли бы социальную сферу Ульяновска, «это стоимость одного детского сада», поэтому критиковать нужно не факт учреждения премии, а способ ее организации. По словам главы региона Сергея Морозова, фонд Пластовской премии будет учрежден и зарегистрирован в феврале.