Михаил БЕЛЫЙ
Воровство автомобильных регистрационных знаков приобрело характер эпидемии.
Российская полиция признала на днях существование нового массового вида преступления, о котором уже давно говорят автомобилисты. Речь идет о воровстве автомобильных номеров. В МВД подготовили поправки в Уголовный кодекс, согласно которым злоумышленников, промышляющих этим видом преступления, будут штрафовать на 80 тыс. рублей или сажать под арест на три месяца. Пока же автовладельцам рекомендуют намертво прикреплять регистрационный знак к бамперу либо вообще забирать его с собой, покидая автомобиль. Как утверждают эксперты, в особенно уязвимом положении находятся иностранцы, а также те россияне, чьи номера похитили в чужом для них регионе. По российским законам эти люди должны бросить машину, съездить домой за новыми номерами и только потом могут сесть за руль. Или заплатить преступникам – те за 2–5 тыс. рублей скажут, где спрятан похищенный номер.

Жительница Саратова Наталья Полякова, выйдя недавно утром из дома, обнаружила, что с ее автомобиля, припаркованного во дворе, исчезли номера. Зато на лобовом стекле иномарки лежала бумажка с номером телефона, по которому, вероятно, нужно было позвонить, чтобы получить пропавшие номера обратно. Однако Наталья не стала звонить по номеру, а пошла с этой бумажкой в ближайшее отделение полиции. Как выяснилось, в районе это уже не первый случай краж регистрационных знаков. Особенно часто воруют номера из других регионов, рассчитывая, что хозяин автомобиля не сможет вернуться домой, и поэтому никуда не денется, заплатит. «Номера на моей машине были самарские, поскольку главный офис компании, в которой я работаю, располагается в Самаре, – рассказала «НИ» Наталья. – К счастью, машина имела комплексную корпоративную страховку, и поэтому не имело никакого смысла платить за то, чтобы возвращать эти номера».

Ситуация, в которой оказалась Наталья Полякова, типична, отмечают эксперты. Однако большинство пострадавших автомобилистов все же предпочитают решать вопрос напрямую со злоумышленниками, отдавая им деньги в качестве выкупа и не обращаясь в правоохранительные органы. «Проблема становится массовой, – подтверждает «НИ» первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Этот незаконный бизнес начинался в южных городах, где жертвами преимущественно становились автомобили отдыхающих с иногородними номерами. Особенно любили воровать московские номера. Логика преступников была проста: человек на отдыхе вряд ли захочет обращаться в полицию, а уехать домой, в другой регион, ему все равно будет надо».

По словам депутата, речь идет о весьма эффективном виде преступного бизнеса: «У людей крадут номера, а потом вымогают за них деньги. Причем сумма, которую требуют с автомобилистов, может быть весьма внушительной – вплоть до двух-трех тысяч долларов, в зависимости от региона и марки автомобиля. Причем в некоторых городах, по некоторым данным, правоохранительные органы даже «крышуют» этот бизнес».

Найти на помойке
Настоящей катастрофой кража номеров оказывается для иностранцев. Ведь для их восстановления они вынуждены ехать на родину либо обращаться в посольство и ждать, пока им пришлют новые номера. Ехать же на машине без номеров по российским законам нельзя – за это лишают прав на срок до трех месяцев.

Помимо иностранцев и приезжих из других регионов в группе риска находятся и обладатели так называемых «красивых» номеров, например 007 или 777. Цена за их возврат может достигать 100 тыс. рублей, поскольку злоумышленникам хорошо известно, что столько и стоят подобные номера при их не вполне легальном получении в органах ГИБДД. В Ульяновске несколько лет назад регулярно воровали номера 001. Жертвой похитителей стал даже автомобиль дочки одного из руководителей местной Госавтоинспекции. Позже выяснилось, что один из местных криминальных авторитетов хотел, чтобы номера 001 были только на его машине.

Парадоксально, но сейчас кража номеров не наказывается никак. По закону они являются государственной собственностью, и формально автовладелец потерпевшим не считается. Сумма же в 2 тыс. рублей, которые человек платит при получении нового номера, – это, на языке чиновников, «плата за юридические действия». Невозможность же ехать на машине, с которой украли номера, с точки зрения властей, вовсе не рассматривается как ущемление прав. Наказать можно только за вымогательство денег, но и здесь преступники находят лазейку: при поимке они обычно утверждают, что номер не крали и его местонахождение не знают, а деньги попросили, потому что увидели машину без номеров. В таком случае привлечь можно только за мелкое мошенничество, за что по действующему законодательству даже не положено арестовывать.

Теперь МВД предлагает приравнять кражу номера к краже паспорта с теми же санкциями – три месяца ареста или 80 тыс. штрафа. Однако в эффективности этого уже звучат сомнения. Ужесточение наказания, которое сегодня предлагает МВД, окажется бессмысленной мерой, заявил в беседе с «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Можно назначить штраф за это деяние хотя в миллион рублей, можно сажать на пять лет. Но полиция крайне неохотно расследует такие преступления, а виновных находят очень редко».

Воровство регистрационных знаков прекратится только тогда, когда их повторное получение у государства станет дешевле, пояснил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «На сегодняшний же день получается, что похищенные номера проще и дешевле выкупить у жуликов. Схема проста: свинчивают номера, прячут их на ближайшей помойке, а потом звонят владельцу, говорят, что нашли его регистрационные знаки, и предлагают перевести деньги на какой-нибудь счет или мобильный телефон. После поступления денег автомобилисту называют место, где лежат номера. Конечно, никаких гарантий нет, но, как показывает опыт, людей не обманывают. Просто если пойдет слух, что вымогают деньги, а номера не возвращают, то с похитителями перестанут связываться».

Знак с сигнализацией
Покончить с воровством номеров удастся лишь тогда, когда получить новые регистрационные знаки взамен похищенных будет быстро и дешево, утверждает г-н Травин: «Пока же повторное получение номеров превращается в тихий ужас – человеку придется минимум дня на два бросить работу и торчать в очередях в ГИБДД». 29-летняя автомобилистка Светлана из Подмосковья, ставшая жертвой похитителей номеров, подтверждает «НИ», что попыталась получить новые номера официально и поняла: заплатить мошенникам даже пять тысяч рублей – это меньшая потеря, чем «поход в управление ГИБДД, который сравним с попаданием в ад».

Существующих законов для борьбы с похитителями номеров недостаточно, соглашается в беседе с «НИ» замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Однако вопрос о снижении пошлины, которая сейчас составляет 2 тыс. рублей, и упрощении порядка получения новых номеров он отказался обсуждать.

Эксперты тем временем советуют автомобилистам всяческими доступными способами укреплять автомобильные номера. Некоторые умельцы даже придумали гайки-секретки по аналогии с теми, что ставят на колеса для предотвращения их воровства. «Следует прикрепить знак не к пластмассовой рамке, а непосредственно к кузову автомобиля. При этом, конечно, можно повредить бампер, но другого выхода нет, – объясняет «НИ» представитель одного из техцентров Александр Адеянов. – В том случае, если воры почувствуют, что быстро снять номер им не удается, они, скорее всего, просто бросят эту затею и перейдут к другой машине, где таких сложностей не будет. Еще вариант: зафиксировать номера заклепками или специальными болтами, которые нельзя захватить ключом или отверткой».

Некоторые автомобилисты прибегают и к более изощренным вариантам защиты – устанавливают объемный микроволновый датчик. Устройство подключается к уже установленной сигнализации и формирует вокруг машины так называемую «зону безопасности». Датчик фиксирует любое движение ближе чем в 25 сантиметрах от автомобиля, и поэтому скручивание знаков не останется незамеченным – сразу же сработает сигнализация. Заплатить за этот гаджет автомобилисту придется около двух тысяч рублей.

Колечки на память
Однако не только номера интересуют сегодня злоумышленников. С капотов и багажников автомобилей массово воруют эмблемы, а с колесных дисков – фирменные заглушки. Причем сдирают шильдики не только с престижных «Ауди» и «Мерседесов», но и с бюджетных иномарок. В среднем цена оригинального шильдика составляет от 800 рублей до 2 тысяч.

Зачастую эти эмблемы всплывают на «черном рынке» – в социальных сетях можно даже найти группы, в которых предлагают приобрести оригинальные значки к различным маркам автомобилей. Есть сайты, где также «принимают заказы» на конкретные эмблемы. Вероятно, после этого исполнители ищут подходящий автомобиль и откручивают с него заветный шильдик.

Встречаются и фанаты, которые коллекционируют автоэмблемы. Один из воришек даже не постеснялся выложить свою исповедь в Интернет, сообщив, что за пять лет своей преступной деятельности сумел открутить в общей сложности 732 шильдика. «За это время я ни разу не получил по шее», – не без гордости сообщил злоумышленник.

Владелец «Ауди» Олег Кривов рассказал «НИ», что с его автомобиля фирменные кольца воровали три раза: «После этого я уже просто перестал приобретать новые эмблемы, езжу без них. Почти уверен, что такое воровство осуществляется либо уличными хулиганами, которые потом с гордостью вешают знаменитые «колечки» на какую-нибудь свою старую «девятку», либо под заказ».