31 января, в день 120-летия со дня рождения художника Аркадия Пластова, в доме № 16 по улице Гончарова открылись две выставки. В Музее Пластова впервые показано 20 его рисунков. В выставочном зале Союза художников – вернисаж-посвящение ульяновских художников знаменитому земляку.

На рисунках Пластова, которые, кстати, показываются впервые, – все те же жители Прислонихи, ставшие героями его картин. Дети и взрослые, соседи и родственники художника в лаконичных карандашных набросках.

«В этих работах проявился талант Пластова-графика», подчеркивает директор музея Татьяна Верещагина.

Искать прямые аналогии с творчеством Пластова этажом выше, в выставочном зале Союза художников, сложно и, наверное, бессмысленно. «Напрямую» отозвались на «заданную» тему, пожалуй, только народный художник РФ Аркадий Егуткин и заслуженный художник РФ Борис Склярук. Егуткин выставил портрет юного Пластова, Склярук – пейзажи Прислонихи, в том числе вид на пластовский погост. Непосредственные ассоциации с монументальными полотнами Пластова вызывает масштабное полотно Юрия Панцырева «Всадник» с деревенским наездником, замершим на краю речки. Вот, наверное, и все.

И все же, рассматривая картины, невольно ищешь нечто общее. Например, в теме деревни, как в работах Ирины Мерзликиной, Ирека Нуртдинова, Виктора Сафронова, акварелях Натальи Гущиной. Или в отношении к пейзажам, как на картинах Бориса Клевогина, Александра Худякова, Марины Дягилевой, Людмилы Слесарской, серии Анатолия Обвинцева «Времена года». В теме путешествия, как в итальянских работах Александра Худякова или парижских – Юрия Панцырева. В теме детства, как у Ирины Соловьевой.

Смотришь на полотно Виктора Сафронова «Земля моя вечная» и невольно вспоминаешь пластовскую «Весну» с его «северной Венерой», как прозвали героиню картины.

«Отвечает» рисункам Пластова графика ульяновских художников – гравюры Бориса Склярука, иллюстрации Анатолия Обвинцева к роману Ивана Гончарова «Обломов», работы Валентина Бобылькова. Несколько чуждыми на этом посвящении Пластову кажутся темы юмористические, современные. Непонятно, почему в экспозиции показаны эскизы проектов только одного скульптора, Олега Клюева. И все-таки уходишь из музея с мыслями о картинах Пластова.

Анна Школьная