Накануне 2013 года, объявленного в Ульяновской области Годом равных возможностей, выпрыгнула из окна девочка с ДЦП Полина Кудряшова. Она ясно высветила все проблемы инвалидов в нашем регионе. Поэтому к Году равных возможностей, призванному решить проблемы инвалидов, приковано особое внимание. Также в этом году должны решить проблемы охраны окружающей среды: одновременно проходит по распоряжению президента РФ Год экологии. Но пока и первый, и второй «годы» выглядят очень сомнительными инициативами, которые показывают скорее имитацию деятельности, чем саму деятельность.
Мода присваивать каждому году свои «названия» повелась уже давно, но всякий раз громкие вывески прячут за собой пустоту: прошел Год садовода в Ульяновской области в 2011 и Год культуры в 2012 – и кто о них теперь помнит? Пройдут точно так же и Год экологии, и Год равных возможностей – ничего не останется. Достаточно посмотреть на план мероприятий в Год экологии, например. Он практически весь состоит из международных праздников: например, Международный день мобилизации против угрозы ядерной войны – 28 января – или Всемирный день океанов (которых, безусловно, очень много в Ульяновской области).
Сам Год экологии выражается разве что в том, что на охрану окружающей среды будет выделено больше средств – примерно 150 миллионов рублей из всех источников. Возможно, число увеличится на 50 миллионов. Еще пять миллионов будет потрачено на проведение самих мероприятий Года экологии. Однако план событий выглядит рутинным – ведь Международный день океана проводится каждый год, да и конкурсы рисунков, а также различные семинары и «круглые столы» анонсируются постоянно.
Причем результат от «круглых столов» если и есть, то очень незаметный.
– Календарь мероприятий меня совершенно не впечатлил, – говорит бывший председатель Госэконадзора по Ульяновской области Константин Долинин. – Год экологии призван пропагандировать охрану окружающей среды среди населения, а на деле все скатывается в «круглые столы» и семинары для тех прекрасных узких специалистов в области экологии, которых у нас достаточно. Календарю не хватило вовлеченности простых граждан в проблемы охраны окружающей среды. Да и людям не так интересно присоединяться к мероприятиям – пропало доверие к министерству.
Деньги, заложенные на мероприятия, можно было потратить не только на пропаганду, но и на реальные дела. Например, для организации, действительно занимающейся полезным делом для экологии – «Центр охраны птиц», – которая сейчас чает надежду собрать средства на автомобиль. Просьбу адресовали, как обычно, общественности – отзываются только добрые люди.
– Нас постоянно просят приехать в то или иное место, чтобы, например, забрать раненую птицу, – говорит сотрудник Центра охраны птиц Галина Пилюгина. – На помощь от министерства мы особо рассчитывать не можем, потому что наша организация не оформлена юридически – у нас не хватает денег даже на это.
Что касается непосредственно Года охраны окружающей среды, то Галина Пилюгина пока не почувствовала, что он действительно идет. Правда, в одном проекте совместно с министерством Центр охраны птиц участвует – создает орлиный парк в Ульяновской области.
Точно такой же рутиной выглядит план мероприятий по Году равных возможностей. Там, справедливости ради, событий значительно больше. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно: это все то, что должно делаться из года в год. Тем не менее на Год равных возможностей люди с ограниченными возможностями возлагают большие надежды, тем более денег на эту сферу выделено чуть больше, чем обычно. Как они будут распределены – до конца еще не ясно.
– Не знаю, будет ли в этом году оказана помощь нашей организации, но я на это очень надеюсь, – председатель Ульяновской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Елена Калганова сделала сильный акцент на слове «надеюсь». – Разговоры, по крайней мере, идут. Что касается плана мероприятий… Ну есть он и есть, его выполнят. Главное, чтобы каждый почувствовал, что в самом деле возможности равны у всех. Вообще самое важное, что в этом году область попала в федеральную программу «Доступная среда».
По федеральной программе Ульяновской области досталось 27 миллионов рублей, из регионального бюджета на нее же пойдет 24 миллиона. Интересно, что Великий Новгород точно так же попал в программу «Доступная среда» и без заявленного Года равных возможностей. Деньги нужно освоить тоже с умом: пока даже новые офисы врачей общей практики открываются без учета возможностей инвалидов – один пандус на входе, а внутри – не проехать.
– Конечно, если начать анализировать, то увидишь, что мероприятия те же самые, что были и всегда, – говорит политолог, председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова. – Однако важно не наращивать количество мероприятий, а уделять этому больше внимания и средств. В Год экологии, например, можно было бы заняться Лесным кодексом, отчасти благодаря которому в 2010 году лесные пожары нанесли такой урон. Нужно его пересмотреть, отметить и плюсы, и минусы. Для власти в этой ситуации должно быть главным не праздник провести, а заняться реальным делом.
Насколько реально власть готова заниматься делом – покажет время. Главное, чтобы все не скатилось как раз в показное празднование Года равных возможностей с оптимистичными лозунгами при наличии реальных проблем. Их, как рентгеном, высветила в конце прошлого года девочка с ДЦП Полина Кудряшова, отчаявшаяся найти себя в этой жизни и выпрыгнувшая из окна. Если такие, как она, действительно в этом году почувствуют единение с обществом, если действительно они найдут свой личный простор для жизни, тогда весь свой пессимизм я с радостью готов забрать обратно.
Сергей ГУРЬЯНОВ