Помимо главных преимуществ супермаркетов – расширенного ассортимента и возможности «пощупать» товар – есть у них и недостатки, о которых свидетельствуют не только жалобы покупателей, но и результаты многочисленных проверок.

«СК» собрал наиболее типичные вопросы от читателей и перенаправил их в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области. Вот что нам ответили.

Часто охранники в супермаркетах встают на пути покупателей, желающих зайти в магазин. Обычно в такую ситуацию попадают мамы с колясками и люди с сумками. Правомерны ли действия сотрудников магазина по запрету в прохождении в торговый зал?

Нет, не правомерны. Правоотношения между покупателем и магазином регулируются нормами гражданского законодательства. Согласно пункту 2 статьи 492 Гражданского кодекса РФ, договор розничной купли-продажи является публичным договором. В соответствии со статьей 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Следовательно, действия организации торговли, отказавшей покупателю в прохождении в торговый зал с детской коляской, являются незаконными.

Вправе ли сотрудник магазина требовать от потребителя сдать сумки в ячейку камер?

Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники), не имеют права требовать от покупателя сдать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения. Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает требования пункта 2 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 23001 «О защите прав потребителей» и пункта 22 Правил продажи от дельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года №55. Отвечает ли магазин за сохранность вещей в камере хранения?

Сдавая вещи в камеру хранения, потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, поскольку администрация магазина в этом случае является хранителем оставленных вещей. В соответствии со статьей 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. В случае кражи вещей магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить материальный ущерб. Потребитель, в свою очередь, должен подтвердить размер материального ущерба документально, напри мер, чеками или свидетельскими показаниями.

Вправе ли охранник магазина досматривать личные вещи покупателя?

Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания. В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 7.02.2011 года №3ФЗ «О полиции» право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять только сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых. Досматривать личные вещи «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно статье 12 Закона РФ от 11.03.1992 года № 24871 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершив шее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В дан ном случае ключевыми являются слова «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может задержать только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения. При этом в случае, если потребителю причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда.

Проходя мимо прилавков, покупатель случайно задел бутылку вина, которая упала и разбилась. Сотрудники потребовали от посетителя заплатить за нее. Правомерны ли их действия?

Случайная (не умышленная) порча при надлежащего магазину товара, находящегося на его территории до момента оплаты, является риском случайной гибели имущества. В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения несет его собственник (магазин), если иное не предусмотрено договором. До оплаты товара потребителем на кассе собственником является магазин. Однако законом предусмотрено, что в случае причинения ущерба имуществу собственник имеет право потребовать от виновного лица оплаты его стоимости в полном объеме. Если товар был поврежден вследствие неправильной выкладки в торговом зале, то риск его случайного повреждения возлагается на магазин.

В случае несогласия потребителя о возмещении ущерба магазину спор о причинах, в результате которых поврежден товар, разрешается в претензионном и судебном порядке. При этом, если покупатель считает, что к повреждению товара он не причастен, он имеет право обратиться к представителю продавца с требованием о про ведении расследования по факту повреждения товара. Магазин должен доказать, что товар поврежден именно по вине покупателя, и только после этого требовать возмещения ущерба.

Дмитрий Минаев