В номере за 19.01.2013 г. мы рассказали о новом порядке проведения капитального ремонта жилых домов, который законом пытается ввести власть. Главное в нем – заставить всех без исключения граждан, независимо от того, нужен их дому такой ремонт или нет, за него платить. Как оброк. Я этот закон прочитал афера стопроцентная!
В переводе на общедоступный русский язык речь о следующем. Априори устанавливается, что все дома нуждаются или когда-нибудь будут нуждаться в капитальном ремонте, на который (кото-рые) люди и должны перечислять деньги. Перечислять всегда. Они, деньги, будут где-то скапливаться, и когда придет время делать очередной ремонт (власть определит его в специальной программе и опубликует в прессе), из этой кубышки он и будет оплачиваться. Но можно уже сейчас, безо всякого риска ошибиться, сказать, что тот, кто в кубышку перечислит что-либо, может сразу же со своим взносом прощаться. Перечисленных денег он не увидит больше никогда. Даже тогда, когда выедет из дома, на ремонт которого перечислял, в другое жилье.
Этот случай описан в законе изящной формулой «деньги следуют судьбе жилого помещения», то есть остаются как бы тому дому, а переехавший наследует то, что на капремонт накопил предыдущий владелец квартиры, в которую он вселяется. С большой вероятностью, однако, окажется, что предыдущий владелец ничего на это дело не давал, и тогда его долг повиснет на новом владельце.
Но это еще цветочки. Закон представляет из себя, на мой взгляд, готовую программу действий для жуликов, планирующих украсть, причем так, чтобы за это им ничего не было. Вопервых, ваши деньги съест инфляция, официальный уровень которой составлял, например, в прошлом году 7 процентов, а реальный минимум – 15 процентов. Через пять лет, в течение которых дом скопит, скажем, на ремонт миллион рублей, от него останется тысяч 200250 (обесценение денег будет 75-процентным, или 15х5), а стройматериалы, нужные для ремонта, напротив, подорожают, и на кубышку уже ничего не отремонтируешь. Во-вторых, охотников до этих средств будет полно и в пути.
Ответственным за организацию ремонта людям и структурам закон дает не меньше, чем легендарному Остапу Бендеру, способов отъема накоплений. Первый из них – это перечисление владельцем счета средств за фиктивные работы. Тут жуликам и изобретать ничего не надо будет, все уже изобретено. Создается фирма-однодневка. Вернее, несколько фирм. Первая заявляется к распорядителю счета, выкладывает проект капремонта дома (липовый) и требует деньги за работу. Распорядитель их переводит.
Работа будет оценена, скорее всего, с превышением, чтобы осталось распорядителю на откат. После чего фирма исчезает. Следом приходит другая, кладет план проведения ремонта и просит выплатить аванс – до 30 процентов от стоимости всех работ закон разрешает выдавать этим самым авансом. Распорядитель сумму переводит, и фирма исчезает. Затем через некоторое время приходит третья фирма и предъявляет документы (тоже липовые, разумеется) о проведенном ремонте. Их перечень небольшой. Среди документов – акт сдачи-приемки, который при наличии навыка может быть изготовлен за полдня на коленке.
Распорядитель работы оплачивает, фирма исчезает.
Потом выясняется, что ремонта не было, а все документы были подложными. Собственникам квартир нанесен материальный ущерб, но наивно думать, что на кого-то в этой цепочке тут же наденут наручники и отвезут в СИЗО.
Фирм-однодневок уже нет, на то они и однодневки. Распорядитель же разводит руками: не доглядел, не перепроверил. Закон определяет, что нанесенный собственникам ущерб может быть взыскан в порядке гражданского судопроизводства. Обратиться в суд вправе любой собственник или орган власти. Но не с кого взыскивать-то, все исчезли, кроме разве что распорядителя счета, на котором денег уже нет, и даже если кому-то не лень будет затевать судебную тяжбу, в которой, к примеру, будет постановлено средства собственникам вернуть, решение суда можно будет выкинуть: возвращать неоткуда.
Если бы власть и вправду была обеспокоена состоянием жилого фонда в стране, она легко бы нашла некоррупционный и малозатратный для государства, то есть пусть и за счет жильцов, способ. Например, такой. Когда наступает срок капремонта какого-то дома, управляющая им компания берет в госбанке кредит, процент по которому выплачивает бюджет. Делается ремонт, и собственники в течение года-двух вносят средства на погашение кредита. Ремонт они увидят собственными глазами, и мало у кого, я думаю, возникнет нежелание оплатить свою долю. Долю разумную, конечно, а не отфонарную. Но чиновников куда больше заботят не жилые дома, а забавы вроде сочинской Олимпиады и владивостокского саммита АТЭС, общей стоимостью порядка двух триллионов рублей.
Надо иметь в виду еще и то, что государство до зубов вооружено. В его арсенале прокуратура, ФСБ, МВД, следственные органы, органы финансового, налогового и строительного надзора, надзора в сфере потребительских прав и прочая, и прочая, и несмотря на весь этот арсенал, средства на капремонт по 185-му закону, 95 процентов которых были государственными, разворовали. О хищениях вопили на самом верху, перечисляли схемы, называли многомиллиардные суммы, которые через те самые фирмы-однодневки вывели на зарубежные счета, грозились найти, привлечь и наказать. А потом вопящему, видимо, сказали: «Слышь, пацан, чего раскричался-то, это же наши ребята повеселились!». И все затихло.
В связи со всем этим два момента. Первый: насколько соответствуют Конституции попытки заставить людей платить не за какие-то конкретные услуги, которые хорошо ли, плохо ли оказываются сегодня, а впрок, за обещания, выполнение которых никто не гарантирует? Помоему, вообще не соответствуют. И второй: как можно доверить свои деньги хоть кому-то, когда у власти воровская шайка?
Андрей Семенов