Чтобы лицо города – центральный железнодорожный вокзал – стало презентабельным, власти необходимо вложиться в его ремонт. Примерно таков итог выездного совещания регионального минстроя, в рамках которого обсуждалась реконструкция вокзала. У станции на Верхней Террасе – более прозрачное будущее: уже заказан проект, в третьем квартале должен начаться ремонт пострадавшего после взрывов на «Арсенале» здания. Мы тоже прошлись по вокзалу и станции и заглянули в пока грустные лица города.
В четверг подморозило после оттепели, и тротуар, ведущий к центральному вокзалу, был настолько скользким, что уже при подходе к зданию стало понятно: ремонт и благоустройство прилегающей территории будут долгими. Однако первые результаты уже есть.
Железнодорожный вокзал «Ульяновск-Центральный» был сдан в эксплуатацию более сорока лет назад. В прошлом году в этом по-своему красивом, но морально устаревшем здании, начат капремонт. Тогда облправительство сообщало, что на ремонт вокзала планируется направить более 60 миллионов рублей до 2016 года. Именно таков ожидаемый срок завершения работ. Необходим ремонт пассажирских платформ, фасада гостиницы и здания вокзала, замена оконных блоков и витражей, системы отопления, инженерных сетей, внутренняя отделка здания и гостиничных номеров. В прошлом году начат ремонт центральной части пассажирской платформы. Так, проведены работы по размещению тактильной плитки (плитка с рифленой поверхностью, информирующая и предупреждающая инвалидов по зрению о возможных препятствиях на пути следования), ремонт инженерных сетей.
Впрочем, в этом году на ремонт планируется потратить лишь 10 миллионов рублей, рассказал начальник вокзала «Ульяновск-Центральный» Николай Хвостенко, тогда как изначально планировалась в два раза большая сумма. Представители вокзала отметили, что к проведению капитального ремонта необходимо активно подключиться горадминистрации.
В пример был приведен вокзал в Новокузнецке Пензенской области, который отремонтировали на 27 миллионов рублей. Половину суммы выделил местный бюджет, другую половину «РЖД». Надеяться на увеличение финансирования со стороны «РЖД» можно только, если к финансированию подключится город. Встречный шаг от администрации ждут и в части благоустройства прилегающей территории, реконструкции площадки перед главным входом. От горадминистрации нужен проект, исходя из которого станет понятно, каким должен стать главный железнодорожный вокзал города.
Имеющиеся 10 миллионов планируют распределить следующим образом. 7 миллионов хотят направить на гостиничный комплекс, на улучшение номерного фонда. Это решение связано с необходимостью зарабатывать, а отремонтированная гостиница даст для этого возможности. 1,7 миллиона рублей выделяют на продолжение работ по замене инженерных сетей (канализация, теплоснабжение и т.д.). Наконец, 1,5 миллиона рублей планируют потратить на продолжение ремонта платформы.
К ремонту хотели подтянуть и бизнесменов, рассказывают представители администрации вокзала, но вопрос до сих пор не решен. По информации Хвостенко, на данный момент на территории вокзала 800 квадратных метров могут быть сданы в аренду. Но крупные инвесторы пока не стремятся приходить сюда. Например, в Курске вокзал является культурно-развлекательным центром города. Конечно, понимают в администрации, наш вокзал находится далеко от центра и не является транзитным, поэтому особой оживленности тут нет, и инвестор сюда идет неохотно. Но дирекция готова предоставить выгодные условия. Впрочем, по их же информации, цены на аренду, предложенные бизнесу, оказались даже выше, чем центре города. Но на вокзале подчеркивают, что они готовы к компромиссу.
Кроме ремонта фасада, вокзалу требуется и обновление интерьера
Внутри хотят заменить окна кассы, сделать окно для людей с ограниченными возможностями, необходимо менять потолки, плафоны.
И.о. министра строительства области Татьяна Тарасова отметила, что интерьер вокзала морально устарел, в здании неуютно, да и вообще – давно необходимо убрать сельский колорит, например, разномастные таблички и мебель. На этого много средств не нужно. Кроме того, необходимо установить электронное табло, однако, когда именно это будет сделано, пока неясно.
На платформе – свои проблемы
Внимание Татьяны Тарасовой привлекло так называемое багажное отделение: огороженная забором непрезентабельная площадка, которую, в первую очередь, и видят гости нашего города. Тарасова призвала ликвидировать это “безобразие”, так как оно не красит вокзал.
Есть еще одна идея. Татьяна Тарасова отметила, что на многих вокзалах имеются фонтаны, памятники. А мы же культурная столица СНГ, родина талантов, авиационная столица, наконец. И необходимо, чтобы каждый приезжающий понимал это сразу же на вокзале. Николай Хвостенко отметил, что «РЖД» выступало с инициативой установить памятники на вокзалах, для чего запросило соответствующую информацию у регионов. Он сообщил, что с этой идеей обращались в региональный минкульт, однако от них никакого ответа, по его словам, пока не поступило. По мнению Тарасовой, вопрос памятников на вокзале требует общественного обсуждения, так как жители должны принять это позитивно. Желание представить свои проекты реконструкции выразили и архитекторы-дипломники одного из вузов. В итоге было решено продумать вопрос финансирования, разработать проект реконструкции и дорожную карту его реализации.
Что касается станции на Верхней Террасе, то здесь все легче и тяжелее одновременно
Проще в связи с тем, что финансирование уже выделено ОАО «РЖД». Правда, в 6 миллионов придется уложить и ремонт двух залов, кровли, замену окон, и благоустройство прилегающей территории. Положительным сдвигом является то, что проект уже заказан, и к концу февраля должно быть ясно, какой будет эта станция.
Напомним, здание станции на Верхней пострадало во время взрывов на Арсенале в ноябре 2009 года. После этого заволжцы были вынуждены покупать билеты в здании, расположенном неподалеку. Там работала одна касса, а в узком коридоре не было даже стульев. Вокзал не работал два года и недавно был немного приведен в порядок, как сообщали в облправительстве, за счёт средств железнодорожников.
Как рассказал заместитель начальника КБЖД по территориальному управлению Шамиль Шайдуллин, будут ремонтироваться два зала. В зале с правой стороны разместят две кассы, слева – оборудуют туалеты. Также планируют заменить окна, отремонтировать крышу, фасад. По информации облправительства, будут оборудованы пандусы и поручни у входа в здание вокзала и выхода на перрон. Кроме того, от фасада планируют перенести три опоры освещения.
Второй вопрос – благоустройство прилегающей территории. Станции принадлежит площадка до вазонов, а вот развалившиеся заборы, пешеходный тротуар и приведение в порядок опор освещения – это уже работа горадминистрации. Также было сообщено о намерении убрать киоски, которые находятся около станции, и решить вопрос с освещением.
В ближайшее время должна быть разработана дорожная карта по всем работам. Ремонт планируется провести в третьем квартале. Во время ремонта станция будет работать в обычном режиме.
Уходили мы со станции тоже чуть ли не огородами – по невнятному тротуару вдоль развалившихся заборов…
Юлия Узрютова. Фото автора