Так считает бывший председатель Верховного суда Грузии, бывший судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге, профессор права Миндиа Угрехелидзе. Слова «правда», «право» и «справедливость» – одного корня, напоминает он, поэтому право по своей значимости сопоставимо с такими понятиями, как Бог и любовь. В своей работе Угрехелидзе отстаивал верховенство права (которое он определяет как синтез моральных и политических начал, объединенных логикой) в противовес верховенству закона, ведь законы бывают хорошие и плохие. «Нужна ли нам диктатура гитлеровских и сталинских законов?» – риторически вопрошает профессор. Это интервью было записано во время летнего семинара Московской школы политических исследований и остается актуальным в контексте череды судебных процессов над лидерами российской оппозиции, пакета антидемократических законов, принятых в России в 2012 году, включая «антисиротский закон». – В своем выступлении на семинаре МШПИ Вы говорили о том, как трудно быть судьей, сознавая, что есть и «суд небесный». Это вполне соответствует русской традиции апеллировать к высшей справедливости. Как писал Лермонтов: «Но есть и Высший суд, наперсники разврата!». У Пушкина же, напротив, нигилист Сальери, уязвленный «небрежным» талантом Моцарта, восклицал: «Нет правды на земле, но правды нет и выше». По Вашему мнению, должен ли судья быть верующим? – Нет прямой связи между качеством правосудия и религиозностью судьи. Это выбор самого человека. Иногда неверующие могут быть даже лучшими судьями, чем верующие. Это зависит от того, насколько они честные и порядочные люди, насколько придерживаются моральных максим. Лично я – человек верующий, и, мне кажется, это помогало мне быть готовым к отправлению правосудия. – Но верующий судья наверняка помнит заповедь «Не суди и не судим будешь». Как это убеждение согласуется с деятельностью профессионального судьи? – Если веришь, что где: то там тебя ждет конечный суд, значит, ты – не последняя судейская инстанция, значит, ты всего лишь даешь оценку, выражаешь отношение к делу. Я могу (и должен) судить о другом человеке не как представитель высшей инстанции, а просто оценивать его поступок, судить как равный равного. Это не противоречит Писанию. Боюсь, мы не всегда правильно понимаем то, что записано в христианских источниках, тот же принцип «подставь левую щеку». Вспомним историю Агасфера. Когда Христа вели на Голгофу, там выскочил один человек, известный в литературе как Вечный жид, или Агасфер, и дал Христу пощечину. Когда Христос воскрес и встретился с учениками, они спросили его: «Если в жизни было совершено что-то недоброе, должно быть наказание?» – «Да, конечно», – сказал Христос. -«То, что сделал Агасфер, заслуживает наказания?» -«Да». – «Тогда почему ты его не наказал?» – «Я наказал его самым строгим наказанием – приговорил его к вечной жизни, он будет ходячим позором». (На эту тему есть книга Пера Лагерквиста «Смерть Агасфера».) Поэтому все положения, которые мы превратили в догмы, не столь однозначны. – Вопрос к Вам как к экс-судье Страсбургского суда. Бывают сложные дела, когда мнения судей в палате ЕСПЧ делятся практически пополам. Если суд опирается на массив международного права, то почему судьи толкуют его по-разному? Выходит, судьи больше ориентируются на свою совесть, на субъективное понимание права? – Когда мы говорим о Страсбургском суде, то там судьи представляют совершенно разные правовые культуры. Нельзя от албанца ждать того же, что и, допустим, от британца. Эта дифференциация правовых культур и характеров создает удивительную вероятность подобных «расколотых» решений. В рамках одной культуры и традиции подобных случаев меньше. Одна американка из Стэнфордского университета написала интересную работу, где затрагивается именно этот вопрос: как влияет на решения Страсбургского суда тот факт, что судьи представляют разные страны. Причем среди них есть и бывшие адвокаты, и судьи, и ученые. – Почему Россия стала лидером по количеству обращений в ЕСПЧ? – Для ответа на этот вопрос нужны социологические исследования, но причин может быть несколько. Когда в стране становится больше правонарушении, пропорционально растет и число обращений в Европейский суд: если люди не находят правды у себя дома, что им остается? Во-вторых, Страсбургский суд завоевал авторитет, но в результате стал чуть ли не жертвой собственного успеха. Суд завален обращениями не только из России (но Россия остается лидером по количеству жалоб и обвинительных вердиктов ЕСПЧ. – С.Г.). В-третьих, люди научились пользоваться услугами адвокатов, научились жаловаться. Наконец, играет свою роль и то, в какой «форме» происходит ущемление прав человека. Когда несправедливость творится «мягкими» средствами, с улыбкой, то люди ожесточаются не так сильно. Но когда в стране не только нарушают права людей, но еще и издеваются над ними, тогда вероятность обращения в Страсбургский суд повышается, потому что люди хотят, чтобы к ним относились по-человечески даже при неблагоприятном для них решении. – Не создает ли Европейский суд иллюзию высшей справедливости самим фактом своего существования? Часто, еще не успев обратиться в суд первой инстанции, человек говорит: «Я дойду до Европейского суда!» иногда просто бравируя этим. – Иллюзия по поводу Европейского суда происходит, скорее, от недостатка знаний. Люди не понимают, что Страсбургский суд не может исправить ни единой запятой в решениях национальных судов. ЕСПЧ лишь обнаруживает и заполняет пробелы в этих решениях, если это возможно. Если же нет, тогда лишь отмечаются нарушения, что дает заявителю возможность получить компенсацию морального и материального вреда. Решение национального суда при этом остается неизменным. Хотя некоторые страны начинают пересматривать это положение и вводить новые нормы, что сделано, допустим, в Австрии или Хорватии: когда Страсбургский суд выносит определение, которое ставит под сомнение или порицает то, что сделано в системе национального права, это используется как основание для пересмотра дела – как вновь открывшееся обстоятельство. – Есть случаи, когда решение ЕСПЧ принимается в пользу гражданина России, но оно игнорируется, так как его исполнение означало бы пересмотр множества законов и сложившихся практик, например, в пенитенциарной системе страны. Чей авторитет это больше подрывает – Европейского суда или страны? – Обычно решения ЕСПЧ выполняются, пусть и неохотно. Если же нет – страдает и авторитет ЕСПЧ, и национального правосудия. Если ЕСПЧ вынес правосудное решение, но оно по каким-то причинам не исполняется, например, у страны нет денег, то Европейский суд и комитет министров Совета Европы иногда относятся к этому с пониманием, если видят волю к исполнению решения. Тогда, например, составляется какой-то график выплаты ущерба. Но если страна с порога отвергает возможность исполнить решение ЕСПЧ, то тем самым она выдает свое нежелание включить волю. Тогда этот факт становится основанием для новой жалобы в Страсбургский суд. Есть уйма примеров, в частности, по постсоветским республикам, особенно по России, Украине, Грузии, когда ЕСПЧ выносил решения по поводу неисполнения своих определений. В любом случае, если исполнение затягивается, это роняет авторитет международного суда и всех, кто соприкасается с делом. – Российское государство, как правило, болезненно относится к определениям Европейского суда,, вынесенным в пользу граждан и против государства. Член Совета Федерации Торшин вообще внес в Госдуму законопроект, по которому Конституционный суд РФ должен был бы решать, стоит ли применять в России то или иное решение ЕСПЧ. По сути, он предложил исполнять решения ЕСПЧ выборочно, дабы исключить потенциальную возможность «вторгаться» в национальный суверенитет, давить на Россию с целью изменения ее законодательства. Инициатива Торшина, впрочем, поддержки в Думе не нашла… – Подобная постановка вопроса представляется мне странной и алогичной. Боюсь, это было сделано в порыве страсти. Когда государство тянется в Европу и подписывает Конвенцию по правам человека, оно взваливает на свои плечи большие обязательства. Совет Европы – это прежде всего обязательства. Ты берешь их на себя, чтобы доказать миру, что ты способен идти в ногу с демократическими требованиями, что ты согласен и охотно присоединяешься к европейскому движению за права человека, что у тебя есть человеческие и иные ресурсы, чтобы выполнить эти обязательства. ЕСПЧ – своего рода большой товарищеский суд: «евротоварищи» объединились, чтобы совместными усилиями бороться против нарушений прав человека, и разделяют ответственность за совместные решения. Как можно на таком фоне говорить о «вторжении» в суверенитет, если ты сам делегируешь свои права большому коллективу, если включение в Совет Европы предполагает отказ от части суверенитета? Почему США и Россия отказались от участия в Международном уголовном суде в Гааге (Россия подписала Римский статут, но не ратифицировала его, Америка же всегда была против)? Они тем самым сказали: мы предпочитаем не делить ответственность с другими государствами. Это более честный подход. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
палата № 6
«Нужна ли нам диктатура гитлеровских и сталинских законов?» – в этом весь Гогин . Его надо сослать в Петербург, где диктатура
милоновских законов.
111
Вообще-то это сказал грузинский судья. А диктатура милоновских законов – первая ступень к гитлеровским.
ULPRESSA ВРЁЁЁТ!!!
Через пункт в Ульяновске уже провезли груз для НАТО. Еще в декабре
http://newsru.com/russia/09feb2013/ulyanovsk.html
Конечно же всё можно свалить на не владение информацией. Но если вспомнить сколько было статей на тему транзита, что его не может быть. А он всё таки был. То можно утверждать что против населения применяются информационные технологии что бы ввести в заблуждение и одурачить. И не стыдно вам журналюгам врать?!
Валерий
Вообще-то всё живое на Земле, в том числе и человечество, держится на несправедливости. И забота нормального государства разработать оптимальные правила (законы), чтобы его жителям минимизировались все издержки от этой несправедливости. Что мы и наблюдаем в странах уже давно “загнивающего” капитализма. Россия, как всегда, идёт другим путём.
111
В целом верное замечание