Постановлением главы администрации Ульяновска утверждено положение об организации транспортного обслуживания населения города. Документ содержит многочисленные требования к перевозчикам и обязанности сторон, однако никаких санкций за их невыполнение не предусмотрено.
Напомним, в октябре прошлого года региональное правительство разработало и утвердило «Стандарты качества организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области». Документ дал ульяновцам надежду на то, что условия маршрутных перевозок, наконец, будут доведены до человеческих. Однако перевозчики Ульяновска от стандарта открестились, заявив, что он распространяется только на междугородние и пригородные перевозки, контролируемые министерством транспорта области. Для перевозок в пределах города потребовался свой стандарт – муниципальный. Работа была поручена комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Ульяновска. Городские чиновники готовили документ долгие четыре месяца, поэтому многим показалось, что в нем-то будут прописаны абсолютно все требования, накопившиеся у горожан к маршрутчикам за последние годы. Однако по большому счету дело ограничилось переписыванием уже существующего областного постановления. Тем не менее с 1 февраля все те, кто осуществляет пассажирские перевозки на территории Ульяновска, должны соблюдать Постановление администрации города Ульяновска № 397 от 30.01.2013 года «Об утверждении Положения об организации транспортного
обслуживания населения на территории муниципального образования «Город Ульяновск».
В частности, в требованиях к условиям перевозки говорится, что на регулярных маршрутах должны использоваться транспортные средства – будь то отечественного или импортного производства, – соответствующие ГОСТу и должным образом зарегистрированные в ГИБДД. Салон транспортного средства (ТС) должен быть «чистым, эстетичным и освещенным, в нем не должны находиться посторонние предметы». Внутри машины не допускается наличие течей с потолка и уплотнителей окон, на полу не должно быть щелей, не предусмотренных конструкцией,а поверхность пола не может быть скользкой. Стойки, поручни и кресла устойчиво прикреплены к полу. «В процессе эксплуатации ТС необходимо обеспечить работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне», – говорится в документе.
Среди требований к перевозчикам – обеспечить обучение водителей навыкам оказания первой медицинской помощи пассажирам, оснастить весь подвижной состав системами спутникового слежения, а также застраховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В обязанности водителя входит быть максимально вежливым с пассажирами, сообщать заранее об остановках, трогаться с места, только когда дверь в салон уже закрыта. Запрещается курить на рабочем месте, пользоваться во время движения телефоном без гарнитуры, принимать плату за проезд во время движения и перевозить пассажиров больше, чем это позволяет вместимость транспортного средства.
Большая часть этих положений уже содержится в областном стандарте транспортного обслуживания, однако прошедшее с момента его появления время показало, что требования мало что изменили. Дело в том, что наказания за их нарушения областные власти так и не прописали. Логичным было бы появление статей за конкретные нарушения стандарта в областном Кодексе об административных правонарушениях. Но, несмотря на то, что в нем есть целая глава «Административные правонарушения на транспорте», новой статьи после вы хода стандарта в ней не прибавилось. Таким образом привлечь за конкретные нарушения этого документа перевозчиков, водителей или ответственных за организацию перевозок не получится.
Вряд ли что-то изменится и в Ульяновске после выхода аналогичного муниципального положения. Как сказано в документе, функции контроля за порядком транспортного обслуживания горожан принадлежат городскому комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта. Все, что входит в обязанности чиновников – «не реже одного раза в два месяца» Устраивать проверки транспорта на линии, не предупреждая перевозчиков о них заранее. В положении не прописана возможность применения даже такой санкции, как расторжение контракта с перевозчиком.
Дмитрий МИНАЕВ