Дистанционное обучение свяжет сельские школы с лучшими педагогами региона.
Учитель из Махачкалы, находясь в Москве, провел урок для димитровградских школьников. Богатая география участников не помешала занятию пройти по плану – вчера в Ульяновске презентовали систему дистанционного обучения, на которую в прошлом году из федерального бюджета было направлено более 80 миллионов рублей. Свидетелями урока на расстоянии стали глава региона Сергей Морозов, министр образования Екатерина Уба и педагоги всех 77 школ, включенных в проект.

Система дистанционного обучения – проект в масштабах страны пока уникальный. Полноценно он развернут лишь в нескольких регионах, и Ульяновск теперь в их числе. Замдиректора Центра развития образования Ульяновской области Евгения Моргун сразу подчеркнула: не надо путать этот проект с дистанционным образованием детей-инвалидов.
– Эту работу мы ведем параллельно, и она стопроцентно будет продолжена, – отметила она. – Но проект дистанционного обучения имеет немного другую задачу – он направлен на обеспечение профильным обучением детей из сельских, труднодоступных школ.
Министр образования Екатерина Уба добавила:
– Проект позволит справиться с нашей главной проблемой – отсутствием учителей-предметников в отдаленных сельских школах.
Димитровградскую школу № 23 трудно назвать отдаленной, но первый публичный урок проводят именно на ее базе. «Учитель года республики Дагестан-2010» Магомедшапи Дибиров дает для ее учеников урок географии. Видео выведено на большую интерактивную доску, учителя хорошо слышно и в Ульяновске, и, судя по реакции школьников, в Димитровграде. На одном из этапов занятия он просит ребят измерить расстояние от Москвы до Ульяновска – напрямую получается 700 километров. Все действия ученика, вышедшего к доске, выводятся на интерактивную доску и отображаются в режиме реального времени. В Ульяновске в качестве «ученика» у такой же доски стоит один из менеджеров компании-разработчика проекта. В прошлом году конкурс на развертывание в регионе системы дистанционного обучения выиграла московская компания «Polymedia», и ее гендиректор Елена Новикова поясняет:
– Система позволяет обеспечить виртуальное присутствие учителя в удаленном классе и активную работу ученика, ведь специальное программное обеспечение позволяет им работать совместно. Таким образом, создаются условия, максимально приближающие дистанционное обучение к занятиям в классе.
По словам директора «Polymedia», такой проект уже был опробован компанией в Краснодарском крае, где в систему дистанционного обучения были включены 124 школы. В Ульяновской области необходимым оборудованием обеспечены 77 школ, во всех – проведен высокоскоростной Интернет. В 2013 году в проекте будут задействованы еще 23 школы. Как пояснили в региональном минобразования, на нововведения будет направлено 20 миллионов рублей, которые поступят из федерального бюджета.
Менеджер проекта Андрей Соломин рассказал:
– В школах, работающих с системой дистанционного обучения, устанавливаются интерактивная доска, камера, микрофон и монитор, на который выводится картинка удаленной стороны. Все учебные заведения делятся на два типа – базовые школы и школы-спутники. В первых педагоги проводят занятия, во вторых ученики включаются в работу. Кроме того, подключаться к системе могут дети, находящиеся на индивидуальном обучении. Для этого им нужны только компьютер, web-камера и Интернет.
Перечисляя плюсы проекта, Андрей не скрывает.
– Как и любое новшество, система получает негативные отзывы от тех, кто говорит, что на нее сложно переходить. Но есть и передовые пользователи, к которым она едва успела попасть в тестовом режиме, а они уже начали общаться между собой и с коллегами в других регионах, – делится он.
Елена Новикова добавляет:
– Школьники от такой системы работы в восторге, впрочем, ее опыт показывает, что они всегда с удовольствием реагируют на новые технологии и даже обучаются работать с ними быстрее, чем взрослые.
Но она не считает такую ситуацию противоестественной:
– Дети, которые сейчас приходят в школу, владеют цифровыми технологиями едва ли не с рождения, – говорит она. – Двухлетние малыши знают, как работать с iPad, а мы, взрослые, – цифровые мигранты, нам сложно адаптироваться ко всем этим технологиям. Но все-таки мы должны думать о детях, которые приходят в школу с такими знаниями и умениями.
Андрей Соломин добавил, что при создании этой системы компания ориентировалась на максимальное качество картинки и звучания, поэтому все школы поддерживают видео в формате full HD, а звук соответствует качеству звучания с CD-диска.
– При этом нам удалось удержать требования к Интернету на действительно небольшом уровне, – добавил он. – Мы специально тестировали нагрузку и подбирали оборудование, которое минимально требовательно к существующему каналу связи.
По словам директора «Polymedia», такой проект уже был опробован компанией в Краснодарском крае, где в систему дистанционного обучения были включены 124 школы. В Ульяновской области необходимым оборудованием обеспечены 77 школ, во всех – проведен высокоскоростной Интернет. В 2013 году в проекте будут задействованы еще 23 школы. Как пояснили в региональном минобразования, на нововведения будет направлено 20 миллионов рублей, которые поступят из федерального бюджета.
Менеджер проекта Андрей Соломин рассказал:
– В школах, работающих с системой дистанционного обучения, устанавливается интерактивная доска, камера, микрофон и монитор, на который выводится картинка удаленной стороны. Все учебные заведения делятся на два типа – базовые школы и школы-спутники. В первых педагоги проводят занятия, во вторых ученики включаются в работу. Кроме того, подключаться к системе могут дети, находящиеся на индивидуальном обучении. Для этого им нужны только компьютер, web-камера и Интернет.
Перечисляя плюсы проекта, Андрей не скрывает:
– Как и любое новшество, система получает негативные отзывы от тех, кто говорит, что на нее сложно переходить. Но есть и передовые пользователи, к которым она едва успела попасть в тестовом режиме, а они уже начали общаться между собой и с коллегами в других регионах, – делится он.
Елена Новикова добавляет:
– Школьники от такой системы работы в восторге, впрочем, ее опыт показывает, что они всегда с удовольствием реагируют на новые технологии и даже обучаются работать с ними быстрее, чем взрослые.
Но она не считает такую ситуацию противоестественной:
– Дети, которые сейчас приходят в школу, владеют цифровыми технологиями едва ли не с рождения, – говорит она. – Двухлетние малыши знают, как работать с iPad, а мы, взрослые, – цифровые мигранты, нам сложно адаптироваться ко всем этим технологиям. Но все-таки мы должны думать о детях, которые приходят в школу с такими знаниями и умениями.
Андрей Соломин добавил, что при создании этой системы компания ориентировалась на максимальное качество картинки и звучания, поэтому все школы поддерживают видео в формате full HD, а звук соответствует качеству звучания с CD-диска.
– При этом нам удалось удержать требования к Интернету на действительно небольшом уровне, – добавил он. – Мы специально тестировали нагрузку и подбирали оборудование, которое минимально требовательно к существующему каналу связи.
По словам менеджера проекта, система интересна тем, что благодаря ей можно связываться с педагогами не только в пределах области, а, например, с преподавателями ведущих вузов, а учителям – с коллегами в других регионах и даже странах.
Анастасия Гайнутдинова