Георгий Кузнецов
Антикризисные меры, Бюджетный кодекс и высокая аренда.
Сегодня, пожалуй, именно железнодорожный вокзал «Ульяновск-Центральный» является визуально самой «слабой» визитной карточкой города. Еще 13 февраля 2010 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между областным правительством и ОАО «Российские железные дороги». Планировалось, что на принципах софинансирования (50% – инвестиции «РЖД» и 50% – взнос региональных властей) будут проведены работы по реконструкции вокзала. В течение 2010 года должна была быть разработана концепция совместного проекта, до 2011 года – проектная документация, в течение 2012 года – обновленное здание планировалось сдать в эксплуатацию.
Почему соглашение так и не заработало, не совсем ясно. Возможно, дело в том, что ОАО «РЖД» включило жесткий режим экономии, назвав его «антикризисными мерами» (правда, только с этого года): вместо 25 обещанных на капитальный ремонт миллионов «Ульяновск-Центральному» выделено всего десять. При том, что еще год назад говорилось о его включении в программу модернизации и развития железнодорожных вокзалов, и в перспективе здесь должен был появиться современный комплекс, который мог бы стать центром деловой и культурной активности. Возможно, причина кроется в запрете вкладывать региональные и муниципальные средства в федеральную собственность, каковой и сам вокзал, и территория от него до трамвайной линии и являются. (По заявлению железнодорожников, в соседнем Татарстане это положение Бюджетного кодекса легко обошли). Частных же инвесторов на свободные площади (а их только в здании 800 квадратных метров) привлечь не удалось из-за высокой стоимости аренды, сравнимой с арендой в центре города. Хотя начальник вокзала Николай Хвосточенко (на снимке) уверяет, что РЖД готовы ее снизить, лишь бы появились заинтересованные лица… Таковых, кстати, вряд ли будет много. Все-таки Ульяновск не является узловой пересадочной станцией, и люди здесь, как правило, проводят минимум времени – сели на поезд или вышли из него и разъехались.
В итоге сегодня с уверенностью можно сказать только одно – как будут потрачены десять «железнодорожных» миллионов. Семь из них пойдут на гостиницу, по полтора – на внутренние сети и на завершение работ на первой платформе.
Ни на что другое начальник вокзала денег выделить не может. Даже на разработку проекта благоустройства прилегающей территории. (Не более ста тысяч рублей, по словам и. о. министра строительства Татьяны Тарасовой).
Стоит отметить, что в отношениях области и РЖД есть один камень преткновения. Регион числится в «черном списке» из полусотни субъектов РФ, которые не торопятся компенсировать госмонополии на пригородные пассажирские перевозки. Как сказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства облминпрома Юрий Бычков, «здесь очень много вопросов, в частности, почему компенсацию на одного пассажира РЖД насчитали в размере 200 рублей при том, что средний тариф пригородной перевозки – 47 рублей?». Но при всех вопросах на протяжении нескольких последних лет регион наращивает компенсационные выплаты.
Итогом недавнего выездного совещания, проведенного и. о. министра, стало следующее решение. На правительственном уровне решается вопрос, как и чьи деньги пойдут на софинансирование реконструкционных работ, а на плечи городского бюджета ложатся проекты по благоустройству площади перед вокзалом и оформления фасада (таково требование РЖД для начала софинансирования). С этими двумя проектами и заявкой на выделение денег власти и будут выходить на переговоры с госмонополией.